Поиск:
Найти
По разделам:

Наши глаза



Найдите свой магазин

Интернет-магазины

Происхождение близорукости и дальнозоркости

Вопрос о происхождении близорукости в течение многих лет вызывал оживленные дискуссии. Одни исследователи считали, что близорукость является наследственной, другие — высказывали взгляд о том, что она связана преимущественно с работой на близком расстоянии и развивается в течение жизни. Попробуем разобраться, кто из них прав.

Сторонники наследственной теории близорукости приводили ряд фактов. Например, двое детей из разных семей развиваются и воспитываются в совершенно одинаковых условиях, но у одного из них близорукость, а у другого глаза нормальные. У близнецов глаза обнаруживают исключительное сходство по их строению. Изучались длинные списки семей, где из поколения в поколение у людей отмечалась близорукость. Указывалось, что близорукость наблюдается у отсталых народов, неграмотных, не занимающихся трудом, требующим зрительного напряжения. Кроме того, близорукость бывает и у животных, как у домашних (кролики, собаки, лошади, коровы), так и у диких и хищных животных и птиц.

Все эти факты, казалось бы, неопровержимые, использовались приверженцами наследственной теории близорукости для критики так называемой рабочей или школьной близорукости. Для доказательства теории школьной или рабочей близорукости было также приведено много данных. В первую очередь разбирался процесс развития глаза. Действительно, все дети рождаются дальнозоркими, близорукости в первые годы жизни почти не наблюдается. В школьные годы отмечается большое количество близоруких, причем оно увеличивается в старших классах. При обследовании ряда производств оказалось, что если приходится работать на близком расстоянии с напряжением зрения, то на таких производствах увеличивалось число близоруких. Возникло представление, что «зрительная» работа портит зрение, делает людей близорукими.

Однако, когда стали глубже изучать этот вопрос, оказалось, что ни чтение, ни работа на близком расстоянии сами по себе не приводят к близорукости. Близорукость возникает в тех случаях, когда человеку приходится длительно напрягать зрение в неблагоприятных условиях. К ним относятся недостаточная освещенность рабочего места, пользование книгами и учебниками, напечатанными на плохой бумаге с нечетким шрифтом, неправильно устроенные школьные парты, которые заставляют ребенка близко наклоняться во время работы, и т. д. Следовательно, близорукость может возникать в случаях нарушения гигиенических норм. И когда в нашей стране стали обращать внимание на эти неблагоприятные для «зрительной» работы условия, число близоруких школьников уменьшилось. Это говорит о том, что не работа в школе, а антигигиенические условия, в которых она иногда протекает, могут приводить к развитию близорукости.

Ну, а как же быть с наследственностью, имеет ли она значение в происхождении близорукости? Ответ на этот вопрос дала советская мичуринская биологическая наука, которая доказала, какое огромное значение оказывают внешние влияния на развитие живых организмов. Наследственная передача близорукости происходит в тех случаях, когда глаз попадает в неблагоприятные для него условия. Тогда близорукость закрепляется и может передаваться в последующие поколения. Если же создать благоприятные условия для работы глаза, то возможность развития наследственной близорукости постепенно уменьшается и, наконец, полностью исчезает. Это материалистическое представление о происхождении близорукости дает основания активно вмешиваться в условия работы близоруких людей, бороться за соблюдение гигиены зрения - в школе и на производстве. Для этого также нужно как можно раньше распознать начинающуюся близорукость и настойчиво предупреждать ее развитие. С этой большой профилактической работой одни глазные врачи не смогут справиться. К ней должны быть привлечены родители, воспитатели детских садов и педагоги школ. Они не только могут помочь в соблюдении гигиенических правил, но и вовремя заметить, что ребенок стал хуже видеть. При этом родители могут отмечать, что ребенок близко подносит игрушку к глазам, горбится. Педагоги должны обращать внимание на то, что иногда дети бывают рассеянны, делают ошибки при списывании с доски. Все эти не легко улавливаемые, черты в поведении ребенка должны быть поводом для обращения с ним к глазному врачу. Если ребенка, страдающего близорукостью, с раннего возраста поставить в благоприятные условия для «зрительной» работы (соблюдение гигиенических правил, очки и т. д.), то прогрессирование близорукости можно уменьшить.

Нужно еще раз подчеркнуть, что «зрительная» работа при близорукости, если она совершается в благоприятных условиях, не противопоказана. С помощью очков при близорукости можно свободно читать и смотреть вдаль. Но «зрительная» работа должна протекать в строго гигиенических условиях. Нельзя допускать чтение лежа, чтение при недостаточном освещении. Равномерный и яркий свет от настольной лампы с абажуром дает возможность свободно работать как человеку с нормальным зрением, так и близорукому и дальнозоркому, пользующимся очками.

Объявления




Можно ли делать коррекцию зрения женщинам до рождения ребенка?
Голосовать