Рубрики
  • Нет рубрик
Социальные сети
Последние записи

Опера Римского-Корсакова «Кощей Бессмертный»

Производит странное и ужасное впечатление.

По смыслу сюжета предполагается, что плохая роль уделена Кащею. Критика говорит, он символизирует императорскую власть, а сам Римский-Корсаков выражает революционные настроения. Но почему-то если слушать оперу сейчас, то на ум приходит, прежде всего, «Анна Каренина» Толстого)

Злой беспощадный Кащей, нашедший секрет бессмертия весьма специфический, превращается в обычного старика (купца, видимо), влюбленного по мере оставшихся страстей в Царевну и судя по характеру отношений, на ней женатого. Предвосхищая развитие событий, понимаешь, что он нехороший, он совершает дурные поступки и нежелательный образец для подражания.

Но размышляя о нравоучительности его образа, задумываешься о нем, размышляешь и оказываешься в недоумении. Портрет большой, масштабный, с использованием и текстовых, и музыкальных изобразительных средств. Мрачные холодные интонации ясно звучат и в том, и в другом случае. Но оказывается настолько интересно, что в итоге и непонятно - в чем его злоба? В пленении Царевны, предполагается... конечно, если по сюжету она была все-таки похищена, то преступление налицо. Но в том и особенность картины, что сцена кражи отсутствует, и ее следует домыслить. Если же воровство отбросить, то выходит, будто Царевна тяготится замужеством и именно его называет пленом.

Что остается в качестве признаков злого Кащея? Ругается на молодую жену — но и здесь всегда начинает с ласковых слов (ласковых, как умеет), потом идет сам и грозится клюкой, но на деле даже за такое непослушание ничем Царевну не наказывает. Молодая жена закатывает ему скандал и подробно объясняет, как губит старый муж юную жизнь, вслух желает ему смерти.
Старик про себя утешается тем, что пока не плачет его дочь, будет он еще жить. И немножко забегая вперед, вообще выходит, что в двух молодых женщинах Кащей полагает смысл своей жизни, которые и оправдывают его существование, скрашивают его и позволяют влачить дни, которые не очень-то и много доставляют удовольствия. «Приди улыбкой скрасить» - такая невеликая и, вообще-то, жалкая просьба к жене. Но и она остается без удовлетворения

Еще одно проявление его вредного нрава это злорадное упоение слезами, в которые бросается жена. Но даже и ему не верится. Если бы так уж любил он ее слезы, то не стал бы тут же утешать ее и развлекать зеркальцем. Ну, а реакция Царевны так совсем умиляет своей детской непосредственностью — получив столь чудесную игрушку, тут же успокаивается и прямо видится, как на глазах ее еще слезы, на еще пухлых даже, может быть, щечках покраснение, и губки немного надуты, но во взгляде уже неподдельный интерес и увлечение. Ясно показывают, что ее мысли уже далеко от скандала)

Судя по словам самого старика, очень много витязей сложили свои головы в его владениях. Ну, вот! Сразу хочется воскликнуть. Теперь все стало на свои места, душегубец, и ложная только сентиментальность немного смягчает его отношения с женой. И хорошо бы, на этой успокоительной, снимающей внутреннюю конфликтность восприятия, минуте все и кончилось, но речь продолжается, и тут же оказывается — все богатыри ехали за Кащеевой головой! То есть все еще не хочется спорить с его несомненной злобой, но вновь выходит, что человек сидит в своем доме (имении), воспитывает дочь и жену, а к нему прутся богатыри и все с одним желанием снять голову. Кащей демонстрирует жестокость нрава, наслаждаясь украшением из голов, нанизанных на колья его ограды, но по действию мы видим, что трофеи берутся из тел агрессоров, от которых он защищается.

И уж в момент, когда Царевна, сидя над его изголовьем, желает ему немедленных и самых страшных смертей, облекая слова в текст колыбельной, его, высохшего, вероятно, и морщинистого, держащегося не то волевыми усилиями, не то надеждой на дочь и жену, старика, становится жалко. И одолевает некоторое недоумение, возмущаться действиями Царевны пока нет желания, но хочется как-то посмотреть на нее вопросительно и постучать по лбу. Мол, не кажется ли тебе, что ты ведешь себя несколько странно и к старым людям можно относиться более бережно?

Здесь, наконец, появляется и Королевич. Он, что характерно, тоже падает жертвой женского коварства, и его спасает только нежданное появление гонца-Бури. Была, правда, надежда на пробудившееся чувство Кащеевны, но судя по ее ругани в адрес Ветра, не очень крепкая. И Королевич очень разумно воздает хвалу холодному порыву воздуха.

Благодаря туповатому, но доверенному слуге купца, Королевич резво проникает в хоромы, где до того не появлялся уже очень давно ни один молодой человек. Встретившиеся Королевич и Царевна поют и танцуют. Кащеевна признается в любви к витязю, Кащей расстраивается, пытается выгнать непрошеного гостя и успокоить порядок в доме, одна за другой его любимые девушки заявляют о своем желании смерти купцу. Тому становится душно, тяжко, он испытывает другие симптомы тяжелого эмоционального стресса, сочетающегося с угнетением деятельности сердца. и... умирает

Разумеется, после Кащеевой смерти в ЕГО, заметим, царстве начинается другая жизнь, светлая и зеленая. Кто остается в нем хозяином не совсем понятно, но Кащеевна превращается в зеленую иву (равноправное дерево в лесу-царстве), которая однако всю жизнь плачет. К нашей радости, хотя бы Царевна и Королевич обретают комфорт и удовольствие. И может быть, даже совсем не пользуясь наследством, полученным молодой женой после смерти старого мужа.

Все ничего, и хеппи-енд. Только в итоге меня вот уже несколько часов терзает вопрос, я ли такой нехороший человек, увидевший безличную прозу в высокопоэтическом произведении, славящем свободу, то ли действительно сюжет, из которого вышел бы замечательный водевиль, где даже все комедийные характеры прорисованы? И где весьма осторожно относишься к характеристике кого бы то ни было как положительного персонажа.

Кащей, добывший чем-то дом и царство, заботится и, судя по результату жизни, действительно очень любит молодую жену и дочку — умирает, видя, что не нужен им обоим, и в тягость им. Хотя пытается выжить им назло, но этим всплеском только усугубляет сердечную болезнь и ускоряет развязку. Вместе с этим он и очень вздорный старик, хотя и любящий, но по характеру своему и возраста облекает любовь в эгоистические формы и самой дочке не позволяет выйти замуж, хотя оказывается, что ей очень тоскливо. И что хоть она и верная дочь, но имела бы право и на личное счастье. Источники обогащения и судьба витязей тоже под вопросом.

Царевна... персонаж положительный всем, кроме доведения престарелого мужа до смерти — притом вполне сознательного. Если не прямого его погубления. Осудить ее однозначно тоже не хочется, совершенно не ясно, как она в терем попала. Но если оба женских персонажа сулят смерть тем, с кем делят ложе, то это, не исключено, рисует немножко образ автора либретто. Вне зависимости от личности писателя, созданного им персонажа это, впрочем, не оправдывает)

Кащеевна — верная дочь. Весьма суровая и жестокая, но судя по всему, вследствие воспитания. Исполняет повеления отца. В конце концов предает его ради ловкого Королевича. Вероятно, раскаивается в этом всю последующую жизнь.

Королевич — ловкий тип. Храбр, красив и уповает вместе с тем на шпагу. Но вообще-то не очень отличается от мольеровского Дон-Жуана. Никаких посторонних тому типу достоинств не проявляет. Но и из плохих поступков только попытка уведения молодой женщины тайком. И все-таки непонятно, то ли жены Кащеевой, то ли воспитанницы в пару дочери. Судя по присутствию у ложа Кащея, логично все-таки предположить, что жена. Нельзя же это демонстрировать совершенно открыто.

Самый симпатичный персонаж в итоге Буря-Ветер) И, похоже, его приятность вытекает из того же источника, что и недостатки — его глупости) Благодаря глупости он прост, искренен и прямолинеен, и честен. Благодаря глупости он предает работодателя, а вместе с тем послушное орудие во всех преступлениях.

Но музыка очень мне по вкусу, передает все настроения лучше текста, рождает образы сама собой. И когда Кащеевна с Королевичем поют «мы одни, мы одно, мы одни, мы одно», атмосфера настолько трогательно-свадебная, что дальнейшее развитие событий режет сердце. В том, впрочем, и эффект, надо думать. Вот вам красота любви, сила и радость, а вот и боль, вот обман, страдание, заблуждения. И как все это сложно, как печально. Сложно поверить, что эта может быть пьеса о политике. Это сказка о любви. И если даже все сюжетные и музыкальные мотивы можно заметить еще и в «Майской ночи» 1880 года, то «Кащей» спустя 22 года гораздо более темен и напряжен. Сложности, борьбы, страданий у любви стало намного больше. Поэтому лично я не уверен, что буду слушать снова) «Солнышко низко, вечер уж близко» куда милее) но музыка так понравилась, что может быть, и снова в этот омут придется окунуться) хотя и больно, и переживательно



Последние новости


Блюда из теста

Ватрушки постные Приготовить опару из 2 стаканов муки, теплой воды и дрожжей. Когда поднимется, всыпать соль, перемешать, добавить растертое с сахаром растительное масло, ароматическое масло или тертую ваниль, остальную муку и замесить тесто. Когда тесто подойдет, свернуть его в колбаску, нарезать на кусочки, раскатать из них маленькие лепешк...
Читать далее »

Блюда из морепродуктов

Кальмары с красным вином Тщательно промыть и очистить кальмаров (голову выбросить, щупальца оставить). Порезать на колечки, обсушить (можно использовать абсорбирующую бумагу). На большой сковороде подогреть масло. Положить мелко нарезанный лук и натертый чеснок и жарить до мягкости. Добавить колечки кальмаров и тушить, пока они не приобретут к...
Читать далее »

Блюда из рыбы

Солянка из рыбы, приготовленная на сковороде Очищенную и выпотрошенную рыбу вместе с кожей нарезать на небольшие кусочки, ошпарить и смыть с поверхности свернувшийся белок. Затем положить ее в смазанную маслом кастрюлю или казанок, добавить измельченные огурцы (без кожицы и семян), обжаренный до золотистого цвета лук, немного сливочного масла,...
Читать далее »

Выпечка

Пирог с черникой Для теста: 350 г муки, 2 чайные ложки разрыхлителя (углекислый аммоний), соль на кончике ножа, 150 г свиного смальца или маргарина, несколько ложек холодной воды. Для начинки: 500 г черники, 2 столовые ложки муки, 1 стакан сахара, 2 столовые ложки сливочного масла. Муку, соль и разрыхлитель смешать с жиром, постепенн...
Читать далее »

Блюда из теста. Часть 2

Блины заварные постные С вечера гречневую муку и половину пшеничной заварить 2 ½ стакана кипятка, быстро мешая, чтобы получилось густое тесто. Когда остынет, добавить еще 1 ½ стакана теплой воды и разведенные в 1/3 стакана воды дрожжи. Оставить на ночь в теплом месте. На следующий день ввести остальную муку, соль, сахар, выбить тесто лопаточкой, ч...
Читать далее »

Выпечка. Часть 6

Булочки с яблочным повидлом 4 булочки, 2 стакана густого яблочного повидла, 1–2 столовые ложки изюма, сахар и корица. Срезать с булочек верхнюю часть, вынуть середину и заполнить образовавшуюся пустоту повидлом, смешанным с изюмом. Посыпать сахаром с корицей и запечь в смазанной маслом форме или на сковороде в нежаркой духовке. Юбилейны...
Читать далее »

Выпечка. Часть 5

Чайный пирог 500 г пшеничной муки, 200 мл молока, 50 г дрожжей, 100 г сливочного масла, 100 г сахара, 2 желтка, 5 г соли. Для ореховой массы: 100 г орехов, 120 г сахара, 75 г сливочного масла, 25 мл воды. Для заварного крема: 200 мл молока, 75 г сахара, 2 яйца, 25 г пшеничной муки, 150 г сливочного масла, ванильный сахар. Опарное тес...
Читать далее »