Рубрики
  • Нет рубрик
Социальные сети
Последние записи

Ну и фантазия распирала музыкальную общественность в 19м веке! Пару дней назад в дневнике Парабеллум уже проехались по этому вопросу. Наткнулся я на это в книжке Гарольда Шонберга "Великие пианисты". Привожу целиком кусок этого этих шедевров :))) Самый угар - в последней части :)))))



Одну из самых замечательных литературных фантазий прошлого века остряпал Ганс фон Бюлов в своем анализе двадцати четырех прелюдий Шопена. <...> Бюлов написал подробные программы для всех прелюдий. Эти программы были одобрены фон Ленцем и мадам де Калержи, ученицей Листа; оба они заявили, что аннотациии "отражают чувства и намерения композитора с предельной точностью". Так, прелюдия ми минор, по свидетельству этих непогрешимых авторитетов, рисует перед нами


один из приступов, которыми Шопен страдал из-за своего слабого здоровья. В левой руке мы слышим его тяхкое дыхание, а в правой - звуки страдания, исторгаемые из его груди. В двенадцатом такте он чувствует облегчение, повернувшись на другой бок, но тут же ему снова делается хуже. В stretto он стонет, его пульс учащается, он почти мертв; но к концу пьесы дыхание становится спокойнее (аккорды должны быть как вздохи). Удары его сердца замедляются и ослабевают; задержка на си-бемоле (третий так от конца) - пульс на мгновение замирает. На каждую половинку следует отсчитывать четыре восьмых таким образом, чтобы эти удары, хотя и не слышимые, ощущались. Заключительный аккорд показывает, что он уснул.

Или такое описание Прелюдии №10, до-диез минор:


Ночная бабочка кружится по комнате - вот она внезапно замирает (задержанное соль-диез), только крылышки подрагивают. В следующее мгновение она снова летит и снова замирает в темноте, ее крылья трепещут (трель в левой руке). Это повторяется несколько раз, но вдруг, как только бедное насекомое собирается снова взлететь, хлопотунья, живущая в комнате, прихлопывает его. Бабочка вздрагивает раз... и умирает.

Чтение этой программы занимает столько же времени, сколько и сама пьеса. Но самая незабываемая из фантазий фон Бюлова (хотя все двадцать четыре прелюдии - шедевры) относится к Прелюдии №9, ми мажор. Это уже сюрреализм:


Шопеном овладела уверенность, что он потерял свой творческий дар. Решив выяснить, может ли еще его мозг порождать образы, он бьет себя по голове молотком (шестнадцатые и тридцать вторые должны быть сыграны в точном ритме, чтобы передать двойной удар молотка). В третьем и четвертом тактах можно слышать, как струится кровь (трели в левой руке). Он в отчаянии, не обнаружив вдохновения (пятый такт); он снова и с еще большей силой бьет молотком (дважды повторяющийся пунктирный ритм тридцать вторыми на crescendo). Тональность ля-бемоль мажор - он внось обретает свой дар. Успокоенный и удовлетворенный, он возвращается в исходную тональность и заканчивает.

 



Последние новости


Блюда из теста

Ватрушки постные Приготовить опару из 2 стаканов муки, теплой воды и дрожжей. Когда поднимется, всыпать соль, перемешать, добавить растертое с сахаром растительное масло, ароматическое масло или тертую ваниль, остальную муку и замесить тесто. Когда тесто подойдет, свернуть его в колбаску, нарезать на кусочки, раскатать из них маленькие лепешк...
Читать далее »

Блюда из морепродуктов

Кальмары с красным вином Тщательно промыть и очистить кальмаров (голову выбросить, щупальца оставить). Порезать на колечки, обсушить (можно использовать абсорбирующую бумагу). На большой сковороде подогреть масло. Положить мелко нарезанный лук и натертый чеснок и жарить до мягкости. Добавить колечки кальмаров и тушить, пока они не приобретут к...
Читать далее »

Блюда из рыбы

Солянка из рыбы, приготовленная на сковороде Очищенную и выпотрошенную рыбу вместе с кожей нарезать на небольшие кусочки, ошпарить и смыть с поверхности свернувшийся белок. Затем положить ее в смазанную маслом кастрюлю или казанок, добавить измельченные огурцы (без кожицы и семян), обжаренный до золотистого цвета лук, немного сливочного масла,...
Читать далее »

Выпечка

Пирог с черникой Для теста: 350 г муки, 2 чайные ложки разрыхлителя (углекислый аммоний), соль на кончике ножа, 150 г свиного смальца или маргарина, несколько ложек холодной воды. Для начинки: 500 г черники, 2 столовые ложки муки, 1 стакан сахара, 2 столовые ложки сливочного масла. Муку, соль и разрыхлитель смешать с жиром, постепенн...
Читать далее »

Блюда из теста. Часть 2

Блины заварные постные С вечера гречневую муку и половину пшеничной заварить 2 ½ стакана кипятка, быстро мешая, чтобы получилось густое тесто. Когда остынет, добавить еще 1 ½ стакана теплой воды и разведенные в 1/3 стакана воды дрожжи. Оставить на ночь в теплом месте. На следующий день ввести остальную муку, соль, сахар, выбить тесто лопаточкой, ч...
Читать далее »

Выпечка. Часть 6

Булочки с яблочным повидлом 4 булочки, 2 стакана густого яблочного повидла, 1–2 столовые ложки изюма, сахар и корица. Срезать с булочек верхнюю часть, вынуть середину и заполнить образовавшуюся пустоту повидлом, смешанным с изюмом. Посыпать сахаром с корицей и запечь в смазанной маслом форме или на сковороде в нежаркой духовке. Юбилейны...
Читать далее »

Выпечка. Часть 5

Чайный пирог 500 г пшеничной муки, 200 мл молока, 50 г дрожжей, 100 г сливочного масла, 100 г сахара, 2 желтка, 5 г соли. Для ореховой массы: 100 г орехов, 120 г сахара, 75 г сливочного масла, 25 мл воды. Для заварного крема: 200 мл молока, 75 г сахара, 2 яйца, 25 г пшеничной муки, 150 г сливочного масла, ванильный сахар. Опарное тес...
Читать далее »