Рубрики
  • Нет рубрик
Социальные сети
Последние записи

Роль графического языка
С помощью графического языка можно мысленно создавать пространственные образы формы объектов и оперировать ими, отображать новые конструкторские, дизайнерские идеи, архитектурные замыслы, а также необходимые данные для их воплощения. Информацию об изделии, записанную с помощью графического языка, можно сохранять на дубликатах чертежей, электро-магнитных дисках и т. п. При необходимости они могут переда­ваться в различные отечественные и зарубежные организации.
Графический язык и его место в передаче информации о предметном мире

В древние времена у людей возникла потребность в передаче информации друг другу, что привело к созданию различных языков, в том числе и графического языка.

Графический язык является синтетическим, поскольку сочетаeт в себе различные системы записи информации: изобразительную и знаковую. С его помощью можно не только сохранять, но и читать информацию об изделии.

Под изобразительной системой графического языка понимается единство и взаимодействие трех ее составляющих: 1) метода изобразительной системы — метода проецирования; 2) правил использования элементов изобразительной системы графического языка (точек, линий, контуров); 3) изображения объекта (проекции объекта на плоскости).

(В тексте вам встретились новые термины, значение которых раскрывается в последующих параграфах. Прочитав весь учебник» вы многое откроете для себя не только в черчении, но и во всем, что окружает вас.)

Примерами изобразительных систем могут служить: а) линейная перспектива (рис. 20, а), используемая для получения и чтения изображений архитектурных сооружений (основные ее законы и правила вы изучали и использовали на уроках изобразительного искусства, строя перспективу улиц, изображая предметы с натуры н т. д.д.); б) купольная и панорамная перспективы, которые используют художники для росписи куполов храмов и создания панорам (например, Бородинская панорама в Москве); в) параллельное проецирование на одну плоскость (рис. 20, в, г) и несколько взаимно перпендикулярных плоскостей проекций (рис. 20, б), позволяющих выполнять и читать чертежи технических, дизайнерских, архитектурных проектов, аксонометрических проекций и др.; г) изображения с числовыми отменами, используемые для создания топографических карт.

Знаковая система графического языка представляет собой совокупность условных знаков, цифр, букв, текстов, позволяющих уточнять геометрическую форму изображаемого объекта и метрическую информацию о нем (рис. 21). Кроме того, знаковая система несет в себе самостоятельную информацию технического и технологического характера, необходимую для изготовления и сборки изделия на производстве.

Изобразительную и знаковую системы графического языка вы будете изучать на уроках черчения.

Графический язык можно назвать языком делового, международного общения, так как его изобразительную систему составляют графические образы, получаемые методом проецирования, понятные без слов. а знаковая система языка общепринята.
cherch0016 (700x553, 44Kb)
Рис. 20. Изображения, получаемые в различных изобразительных системах:
а — линейная перспектива; б — прямоугольное проецирование на три взаимно перпендикулярные плоскости; а — прямоугольное проецирование на аксонометрическую проекцию; г — косоугольное проецирование на аксонометрическую плоскость проекций.

С помощью графического языка можно мысленно создавать пространственные образы формы объектов и оперировать ими, отображать новые конструкторские, дизайнерские идеи, архитектурные замыслы, а также необходимые данные для их воплощения. Информацию об изделии, записанную с помощью графического языка, можно сохранять на дубликатах чертежей, электро-магнитных дисках и т. п. При необходимости они могут передаваться в различные отечественные и зарубежные организации.

Графический язык используется в науке, производстве, строительстве, архитектуре, дизайне. Его называют языком техники.

Развитие графического языка как средства общечеловеческого общения

Возникновение и развитие графического языка уходит в глубокую древность (рис. 22), когда изобразительное письмо было единственным способом сохранения для потомков информации о важнейших исторических (политических, военных и др.) событиях, природных явлениях, деловых контактах между людьми.

Впервые письменность появилась около 3200 г. до н. э. в Месопотамии у шумер. Для обозначения слов они использовали рисунки — пиктограммы. Такое письмо называют пиктографическим.

Спустя пять веков соседи шумеров — вавилоняне, ассирийцы и персы преобразовали эти знаки в особый вид письма — так называемую клинопись. Они писали на сырой гиние тростниковым пером с треугольным концом.

На основе клинописи приблизительно в XV в. до н. э. был создан первый алфавит. Он состоял из букв, каждая из которых соответствовала определенному звуку. Так появилось фонетическое письмо, в котором буквы соединялись в слова. Однако до сих пор алфавит в том виде, в котором он был изобретен, не известен.

В Египте около 3000 г. до н. э, возникла система письменности, которую называют иероглифической. В ней для обозначения слов, звуков и букв используются символы.

Пиктограммами также изображали числа. В письменах ацтеков, например, были приняты специальные изображения чисел: точками — числа от 1 до 19, флажками — число 20, пером — 400, сумкой, полной какао-бобов, — 8000.

Рождение графического языка было продиктовано настоятельной необходимостью в точной передаче формы и геометрических свойств трехмерных объектов, созданных человеком. Это качество графического языка отличает его от других языков, выбранных человечеством.

1.
cherch0018 (461x700, 25Kb)

2.
cherch0019 (381x700, 23Kb)

Графический язык прошел долгий путь развития.

Изобразительная система графического языка на Руси зарождалась из потребности в строительстве поселений (острогов), кремлей (детинцев), монастырей, храмов, соборов и т. д. Первые чертежи, дошедшие до нас, представляют собой рисунки-планы с тщательно прорисованными постройками, некоторыми элементами природы (деревьями, речками), рельефа местности. Чертежи сопровождались подробными пояснениями (рис. 23). На таких чертежах-планах, как правило, размеры не наносились.

Усложнение технических идей, архитектурных замыслов заставило искать новые способы передачи информации. Так, появ­ляются чертежи, содержащие изображения объекта (детали, машины, сооружения) с нескольких сторон. Расположение и количество изображений на чертеже было произвольным и выбиралось по усмотрению выполнявшего чертеж. Поэтому каждый чертеж представлял собой своеобразный, отличный от других оригинальный документ (рис. 24), что затрудняло его адекватное понимание.

image006 (689x398, 67Kb)
Рис. 23. Чертеж-план Тобольской губернии

cherch0021 (700x568, 60Kb)
Рис. 24. Чертежи XVII—XVIII вв.: а — профиль и план фабрики, XVIII в.;
б — чертеж моста и сторожевой башни, XVII в.; в — чертеж XVIII в.

Основы изобразительной системы современного чертежа были заложены в XVIII в. французским геометром Гаспаром Монжем (1746—1818). Теоретически обоснованная им изобразительная система прямоугольного проецирования предмета на две взаимно перпендикулярные плоскости обеспечила возможность записи точной, метрически (по размерам) определенной информации о форме изображенного объекта.

Именно эта система и используется при выполнении различных изображений на современных чертежах.

Массовое производство изделий в XIX—XX вв. направило усилия специалистов различных производств на создание системы государственных стандартов, которыми вводились обязательные правила выполнения изображений чертежа. Эти правила со временем изменялись, уточнялись и совершенствовались. Знаковая система чертежа также претерпела эволюционные изменения: от свитков, содержащих обстоятельный рассказ о том, как вести строительство храмов, прилагаемых к планам сооружений в XII в., подробных технических описаний (трактатов) изготовления тех или иных механизмов, используемых в XV в., к разработке проектной и технико-технологической документации на изделие, которая становилась немногословной и компактной.

Изменения, произошедшие в знаковой системе графического языка, разнообразны. С одним из них вы можете познакомиться в приложении 1.

Все требования, предъявляемые к знаковой системе языка, гостированы и должны выполняться неукоснительно. Со знаковой системой графического языка вы будете знакомиться по мере изучения его изобразительной системы.

Типы графических изображений

Каждому человеку приходится встречаться с различными графическими изображениями и содержащими их документами: рисунками, схемами, наглядными изображениями, чертежами и т. п. (рис. 25).

Обычно под словосочетанием «графические изображения» подразумевают любые изображения, выполненные графическими средствами ручным (карандашом, тушью и т. п.) или машинным (компьютерная графика) способами, которые несут в себе разнообразную информацию (техническую, биохимическую и т. п.). В черчении под этим словосочетанием понимают почти то же самое, но графические изображения предназначены для передачи геометрической, технической и технологической информации о каком-либо изделии.

В науке и технике используются: диаграммы, графики, графы, схемы, чертежи, аксонометрические изображения, технические рисунки.

Диаграммы представляют собой изображения, показывающие соотношение отдельных частей чего-либо к целому с помощью круга, столбцов и др. (рис. 26).

Графики являются изображениями количественных и качественных показателей развития или состояния чего-либо при помощи кривых и ломаных линий (рис. 27). С ними вы уже знакомились на уроках математики.

Графы — изображения, условно показывающие разнообразные связи, существующие между понятиями, элементами систем, процессами и т. д., представленные с помощью простейших знаков (круга, квадрата) и связующих их линий (рис. 28).

cherch0022 (486x700, 51Kb)
ис. 25. Графические изображения, выполненные ручным (а) и машинным (б) способами

cherch0023 (559x700, 34Kb)
Рис. 29. Схемы: а — оптическая; б — электрическая

Схемы представляют собой изображения, условно показывающие устройство какого-либо механизма (например, станка, гидравлической установки, электрической цепи и др.) и взаимодействие его частей (рис. 29).

Чертеж содержит одно (чертеж развертки) или несколько изображений предмета, выполненных с соблюдением условных обозначений (чертеж стойки), определенных правил и масштаба (рис. 30, с, б).

Аксонометрическая проекция — изображение, полученное в результате параллельного проецирования объекта вместе с осями прямоугольных координат на аксонометрическую плоскость проекций, где он отображается видимым с трех сторон одновременно (рис. 30, e).

Технический рисунок представляет собой изображение, обладающее основными свойствами аксонометрических проекций или перспективного рисунка, выполненное от руки в глазомерном масштабе с возможным оттенением изображенных поверхностей (см. рис. 25, б).

(В дальнейшем вы более подробно познакомитесь с чертежами, аксонометрическими изображениями и техническими рисунками на уроках черчения.)

Графические изображения и содержащие их документы предназначены для отображения различной информации, но не всегда несут абсолютно полную информацию об объекте (табл. 1). По чертежу можно судить не только о форме, размерах, но и о материале, устройстве, объеме и других технических характеристиках объекта. Чертеж является наиболее информационно емким документом.

cherch0024 (700x511, 26Kb)
Рис. 30. Чертежи, содержащие одно (а), три (б) изображения и аксонометрическую проекцию (в)

1.
04 (455x157, 9Kb)
image008 (356x219, 13Kb)
Рис. 31. Графические изображения: а — сборочный чертеж;
б — наглядное изображение; в — кинематическая схема



Последние новости


Блюда из теста

Ватрушки постные Приготовить опару из 2 стаканов муки, теплой воды и дрожжей. Когда поднимется, всыпать соль, перемешать, добавить растертое с сахаром растительное масло, ароматическое масло или тертую ваниль, остальную муку и замесить тесто. Когда тесто подойдет, свернуть его в колбаску, нарезать на кусочки, раскатать из них маленькие лепешк...
Читать далее »

Блюда из морепродуктов

Кальмары с красным вином Тщательно промыть и очистить кальмаров (голову выбросить, щупальца оставить). Порезать на колечки, обсушить (можно использовать абсорбирующую бумагу). На большой сковороде подогреть масло. Положить мелко нарезанный лук и натертый чеснок и жарить до мягкости. Добавить колечки кальмаров и тушить, пока они не приобретут к...
Читать далее »

Блюда из рыбы

Солянка из рыбы, приготовленная на сковороде Очищенную и выпотрошенную рыбу вместе с кожей нарезать на небольшие кусочки, ошпарить и смыть с поверхности свернувшийся белок. Затем положить ее в смазанную маслом кастрюлю или казанок, добавить измельченные огурцы (без кожицы и семян), обжаренный до золотистого цвета лук, немного сливочного масла,...
Читать далее »

Выпечка

Пирог с черникой Для теста: 350 г муки, 2 чайные ложки разрыхлителя (углекислый аммоний), соль на кончике ножа, 150 г свиного смальца или маргарина, несколько ложек холодной воды. Для начинки: 500 г черники, 2 столовые ложки муки, 1 стакан сахара, 2 столовые ложки сливочного масла. Муку, соль и разрыхлитель смешать с жиром, постепенн...
Читать далее »

Блюда из теста. Часть 2

Блины заварные постные С вечера гречневую муку и половину пшеничной заварить 2 ½ стакана кипятка, быстро мешая, чтобы получилось густое тесто. Когда остынет, добавить еще 1 ½ стакана теплой воды и разведенные в 1/3 стакана воды дрожжи. Оставить на ночь в теплом месте. На следующий день ввести остальную муку, соль, сахар, выбить тесто лопаточкой, ч...
Читать далее »

Выпечка. Часть 6

Булочки с яблочным повидлом 4 булочки, 2 стакана густого яблочного повидла, 1–2 столовые ложки изюма, сахар и корица. Срезать с булочек верхнюю часть, вынуть середину и заполнить образовавшуюся пустоту повидлом, смешанным с изюмом. Посыпать сахаром с корицей и запечь в смазанной маслом форме или на сковороде в нежаркой духовке. Юбилейны...
Читать далее »

Выпечка. Часть 5

Чайный пирог 500 г пшеничной муки, 200 мл молока, 50 г дрожжей, 100 г сливочного масла, 100 г сахара, 2 желтка, 5 г соли. Для ореховой массы: 100 г орехов, 120 г сахара, 75 г сливочного масла, 25 мл воды. Для заварного крема: 200 мл молока, 75 г сахара, 2 яйца, 25 г пшеничной муки, 150 г сливочного масла, ванильный сахар. Опарное тес...
Читать далее »