Рубрики
  • Нет рубрик
Социальные сети
Последние записи

Кен Уилбер, известный американский адвайтист, и самый известный, а может и единственный, американский философ, в одной из своих книг предлагает (вводит) интересную и очень функциональную систему уровней сознания, или спектра сознания: сознание единения (единства) - вселенная проявленная и непроявленная, надличные диапазоны, организм как целое (кентавр), эго, маска. Всего пять уровней.

Каждый последующий уровень спектра представляет определенный тип сужения или ограничения того, что человек считает “собой“, своей самотождественностью, своим ответом на вопрос “кто я?“ У основания спектра он находит, что един со Вселенной, что его подлинное “я“ - это не только его организм, но все мироздание.

На следующем уровне спектра он находит, что един не со Всем, а лишь со всем своим организмом. Его чувство себя сузилось, сместилось от Вселенной в целом к какой-то ее части, а именно, его собственному организму.

Затем, на новом уровне, самотождественность становится еще уже, ибо теперь он отождествляет себя преимущественно со своим умом или эго, то есть с одной из частей своего организма как целого. И на завершающем уровне спектра он может сузить свою самотождественность до одной из частей своего ума, отчуждая от себя и вытесняя теневые или нежелательные стороны собственной психики. Он здесь отождествляет себя лишь с одной из частей своей психики - той частью, которая называется маской у Юнга и Адлера.

Итак, от мироздания до части мироздания, называемой “организмом“; от организма до части организма, называемой “эго“; от эго до части эго, называемой “маской“ - таковы диапазоны спектра сознания. На каждом последующим уровне спектра все больше и больше аспектов Вселенной представляются человеку внешними для его “я“. Так, на уровне организма по ту сторону границы оказывается окружающая среда - она становится чуждой ему, внешней, превращается в “не-я“. А на уровне маски таковой становится и окружающая среда, и тело человека и некоторые стороны его собственной психики.

Различные уровни спектра отличаются не только в плане самоотождествления, но и в плане характеристик, прямо или косвенно связанных с ним. К примеру, такая проблема, как “конфликт с собой“. Поскольку существуют разные уровни “себя“, существуют и разные уровни конфликта с собой. На разных уровнях спектра пограничная линия между “я“ и “не-я“ проводится по-разному. А пограничная линия, как скажет вам любой специалист по военному делу, представляет собой потенциальную линию фронта, так как разграничивает территории двух противостоящих и потенциально враждебных лагерей.

Человек, пребывающий на уровне организма, например, находит потенциально враждебной свою окружающую среду, ибо она представляется ему заграничной, пребывающей вне его и посему таящей в себе угрозу его жизни и благополучию. Но для человека, пребывающего на уровне эго, заграничной представляется не только окружающая среда, но и собственное тело, в связи с чем природа его конфликтов и расстройств оказывается иной.

Линия конфликта может резко обозначиться на уровне маски, ибо здесь человек устанавливает пограничную линию между разными сторонами собственной психики, в результате чего линия фронта пролегает между ним, как маской, с одной стороны, а также его окружающей средой, телом и частью собственного ума, - с другой.

Определяя границы себя, человек определяет тем самым и характер предстоящих ему битв и страданий. Границы самоотождествления разделяют те стороны Вселенной, которые человеку предстоит рассматривать как “себя“, и те, которые ему предстоит рассматривать как “не-себя“. Так что на каждом уровне спектра человеку представляются “не-собой“, чуждыми себе какие-то другие стороны мира. На каждом уровне посторонними для него оказываются какие-то другие процессы во Вселенной.

Говоря психологическим языком, разные “симптомы“ порождаются разными уровнями.

Констатация этого факта подводит к одному из самых интересных моментов. В настоящее время существует все возрастающий интерес ко всякого рода школам и методикам, нацеленным на работу с сознанием. Множество людей обращается к психотерапии, мистицизму, психосинтезу, дзэн-буддизму, транзакционному анализу, биоэнергетике, психоанализу, йоге и гештальттерапии. Общим для всех этих школ есть то, что они пытаются тем или иным образом вызвать изменения в человеческом сознании. На этом, однако, их сходство заканчивается.

Тут можно прийти в замешательство, ибо школы эти в основных своих положениях противоречат друг другу. Например, дзэн-буддизм предлагает забыть или превзойти эго, а психоанализ - усилить и укрепить его. Кто прав?

Разные подходы не противоречат друг другу, но отражают различия между разными уровнями спектра сознания.

Разные религиозные и психологические школы представляют собой не столько взаимоисключающие подходы к рассмотрению человека и его проблем, сколько дополняющие друг друга подходы к рассмотрению разных уровней человеческого сознания.

При этом все множество школ распадается на пять-шесть ясно различимых групп и становится очевидным, что каждая группа ориентирована преимущественно на какой-то один из диапазонов спектра сознания.

Психоанализ и большинство форм традиционной психотерапии направлены на исцеление раскола между сознательными и бессознательными сторонами психики человека, чтобы он мог соприкоснуться со “всем, что у него на уме“. Эти школы психотерапии усматривают свою задачу в воссоединении маски и тени с целью создания сильного и здорового эго, то есть неискаженного и приемлемого образа себя. Иными словами, все они ориентированы на уровень эго. Они пытаются помочь закомплексованному человеку-маске переделать карту своей психики так, чтобы он стал эго.

Напротив, цель большинства школ так называемой гуманистической ориентации иная - они направлены на исцеление раскола между эго и телом, на воссоединение психики и соматики. По мере расширения самоотождествления от ума или эго до организма как целого, огромные возможности последнего высвобождаются и становятся достоянием человека.

Если мы пойдем еще дальше, то обнаружим такие дисциплины, как дзэн-буддизм или адвайта, задача которых состоит в исцелении раскола между организмом и средой с целью раскрытия высшего тождества - тождества человека со Вселенной. Иными словами, они нацелены на уровень сознания единения. К числу школ, ориентированных на этот уровень, относятся психосинтез, различные ступени йогической практики, медитация и т. д.

Все это, конечно, очень упрощенная картина, но она дает представление о том, что большинство крупнейших психологических, психотерапевтических и религиозных школ обращены именно к разным уровням спектра сознания.

Уровни спектра сознания и соответствующие формы психотерапии:

1. Уровень маски (маска/тень): психоанализ.
2. Уровень эго (эго/тело): психоанализ, психодрама, транзакционный анализ.
3. Уровень организма как целого (организм/среда): биоэнергетика, гештальттерапия, экзистенциальный анализ.
4. Надличные диапазоны: психосинтез Маслоу, аналитическая психология Юнга.
5. Осознание единства: адвайта, буддизм, каббала, суфизм, гностицизм, современная физика.

Суть данного обсуждения границ между собой/не-собой состоит в том, что человеку доступен не один, а много уровней самотождественности. Эти уровни являются не теоретическими постулатами, а отражением наблюдаемой реальности - вы сами можете убедиться, что они в вас существуют.



Последние новости


Блюда из теста

Ватрушки постные Приготовить опару из 2 стаканов муки, теплой воды и дрожжей. Когда поднимется, всыпать соль, перемешать, добавить растертое с сахаром растительное масло, ароматическое масло или тертую ваниль, остальную муку и замесить тесто. Когда тесто подойдет, свернуть его в колбаску, нарезать на кусочки, раскатать из них маленькие лепешк...
Читать далее »

Блюда из морепродуктов

Кальмары с красным вином Тщательно промыть и очистить кальмаров (голову выбросить, щупальца оставить). Порезать на колечки, обсушить (можно использовать абсорбирующую бумагу). На большой сковороде подогреть масло. Положить мелко нарезанный лук и натертый чеснок и жарить до мягкости. Добавить колечки кальмаров и тушить, пока они не приобретут к...
Читать далее »

Блюда из рыбы

Солянка из рыбы, приготовленная на сковороде Очищенную и выпотрошенную рыбу вместе с кожей нарезать на небольшие кусочки, ошпарить и смыть с поверхности свернувшийся белок. Затем положить ее в смазанную маслом кастрюлю или казанок, добавить измельченные огурцы (без кожицы и семян), обжаренный до золотистого цвета лук, немного сливочного масла,...
Читать далее »

Выпечка

Пирог с черникой Для теста: 350 г муки, 2 чайные ложки разрыхлителя (углекислый аммоний), соль на кончике ножа, 150 г свиного смальца или маргарина, несколько ложек холодной воды. Для начинки: 500 г черники, 2 столовые ложки муки, 1 стакан сахара, 2 столовые ложки сливочного масла. Муку, соль и разрыхлитель смешать с жиром, постепенн...
Читать далее »

Блюда из теста. Часть 2

Блины заварные постные С вечера гречневую муку и половину пшеничной заварить 2 ½ стакана кипятка, быстро мешая, чтобы получилось густое тесто. Когда остынет, добавить еще 1 ½ стакана теплой воды и разведенные в 1/3 стакана воды дрожжи. Оставить на ночь в теплом месте. На следующий день ввести остальную муку, соль, сахар, выбить тесто лопаточкой, ч...
Читать далее »

Выпечка. Часть 6

Булочки с яблочным повидлом 4 булочки, 2 стакана густого яблочного повидла, 1–2 столовые ложки изюма, сахар и корица. Срезать с булочек верхнюю часть, вынуть середину и заполнить образовавшуюся пустоту повидлом, смешанным с изюмом. Посыпать сахаром с корицей и запечь в смазанной маслом форме или на сковороде в нежаркой духовке. Юбилейны...
Читать далее »

Выпечка. Часть 5

Чайный пирог 500 г пшеничной муки, 200 мл молока, 50 г дрожжей, 100 г сливочного масла, 100 г сахара, 2 желтка, 5 г соли. Для ореховой массы: 100 г орехов, 120 г сахара, 75 г сливочного масла, 25 мл воды. Для заварного крема: 200 мл молока, 75 г сахара, 2 яйца, 25 г пшеничной муки, 150 г сливочного масла, ванильный сахар. Опарное тес...
Читать далее »