Рубрики
  • Нет рубрик
Социальные сети
Последние записи

автор:
Татьяна Вячеславовна Грузинова
Директор школы. 1999. № 4. С. 59-64.

Теодор Рузвельт заметил, что уровень развития общества можно определить по его отношению к инвалидам. К сожалению, и на основе этого критерия нашу страну нельзя отнести к передовым. В этой статье я не собираюсь говорить об отсутствии элементарных условий для полноценной жизни инвалидов, бытовых и социальных. Хочу поднять проблему нашего отношения к инвалидам детства и особенно к людям с нарушениями интеллектуального и психического развития.

Предлагаю читателю ответить на несколько вопросов:
• Есть ли в вашем окружении человек с нарушениями развития?
• Общались ли вы когда-нибудь с такими людьми? Что вы при этом чувствовали?
• Отдали бы вы своего ребенка в школу интегративного типа, где обучаются здоровые дети и дети с нарушениями развития (естественно, по разным программам, но какое-то количество времени проводящие вместе)? Если нет, то чего вы опасаетесь?

Экскурс в область дефектологии

Печальный факт состоит в том, что при общении с людьми с серьезными нарушениями, особенно интеллектуального и психического развития, мы испытываем страх, неловкость и брезгливость. Родители ребенка-инвалида стараются скрывать его от глаз соседей, а поездка в общественном транспорте становится истинным испытанием.

Основная причина такого отношения - в незнании, что такое нарушение развития и что из себя представляют люди с ограниченными возможностями. Наше общество старательно скрывает от нас наличие проблемы. Родители, решившие оставить и воспитать ребенка с нарушениями развития в семье, встречают огромное сопротивление врачей, педагогов и недоумение знакомых и родственников.

Предполагая, что читатель не знаком с градацией нарушений, я хочу провести небольшой экскурс в область дефектологии, а именно: рассказать об основных категориях нарушений развития, врожденных и приобретенных в первые годы жизни.
• Нарушения слуха. К этой категории относятся нарушения слуха различной степени - от легкой потери (тугоухости) до полной.
• Нарушения зрения. К этой категории относятся нарушения зрения различной степени тяжести - от частичной потери до полной.
• Нарушения двигательной сферы. В эту категорию в основном входят детские церебральные параличи. Двигательные нарушения встречаются в разных формах - от неподвижности (параличи, парезы) до гиперкинезов (непроизвольных чрезмерных движений). Они могут быть также разной степени выраженности - от легких нарушений координации до полной неподвижности.
• Нарушения речи. Нетяжелые нарушения речи встречаются у многих детей (нарушение звукопроизношения, процесса чтения и письма), но в категорию тяжелых входят серьезные нарушения, при которых ребенок не может обучаться по программе общеобразовательной школы.
• Нарушения интеллектуального развития. К этой категории относятся нарушения умственного и психического развития врожденного характера (олигофрения, являющаяся результатом органического поражения головного мозга) и приобретенные в результате психического заболевания (эпилепсия, шизофрения и др.), как правило, в возрасте 2-3 лет. Основным критерием нарушения является нарушение познавательной деятельности.
• Нарушения психического развития. К этой категории относятся задержанное, искаженное и дисгармоническое психическое развитие. Нарушения психического развития выражаются в проблемах общения, поведения, сложности адаптации различной степени тяжести (от полного отсутствия контакта с окружающими до небольших сложностей в адаптации к новым условиям). Дети с нарушением психического развития могут иметь сохранный интеллект, но часто при тяжелых состояниях они имеют нарушения интеллекта вторичного характера (то есть как последствие их собственного дефекта).

Деление на категории на практике часто оказывается условным, так как нарушения в чистом виде встречаются достаточно редко (особенно это касается нарушений интеллектуального, психического развития, а также нарушений речи и двигательной сферы). Кроме того, любое нарушение ведет за собой искаженное развитие всех сторон познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы.

Проблемы, проблемы, проблемы

Среди многочисленных проблем, с которыми сталкиваются родители ребенка с ограниченными возможностями, на первый план выступают две наиболее значимые. Первая и основная - отношение окружающих. Вторая - получение доступного образования. Я начну со второй. У человека, который никогда не сталкивался с проблемами обучения детей с нарушениями развития, могло сложиться мнение, что наша система специальных школ охватывает всех детей с ограниченными возможностями. Но реально ситуация такова, что получить образование могут только дети с нарушениями зрения, слуха, речи, двигательной сферы и нетяжелых интеллектуальных нарушений.

Огромная часть детей не могут поступить в школу по следующим причинам. Как правило, школа специализируется на обучении детей с определенным нарушением: дефекты зрения, слуха, двигательной сферы, нарушения речевого развития, умственного развития. Растущее количество детей со множественными нарушениями остается без возможности реализации своего права на образование. Для таких детей предусмотрена индивидуальная форма обучения. Однако тогда с проблемой сталкивается педагог, так как нет специальных программ для обучения таких детей. Создание же программ крайне затруднено из-за огромного количества вариантов проявления дефекта. Практически программа должна создаваться под каждого ребенка индивидуально. Кроме этого, дети часто лишены возможности общения со сверстниками. Обычно эта проблема решается родителями-энтузиастами, берущими в свои руки создание клубов, организующими встречи.

Другую, не менее серьезную проблему составляет обширная категория детей с тяжелыми формами нарушений как единичного, так и множественного характера. Они не могут обучаться в существующих школах и по существующим программам. Но это отнюдь не значит, что они не должны обучаться. В отечественной дефектологии есть странное понятие «необучаемость», которым и прикрываются педагоги, чтобы избежать проблем, связанных с обучением детей с тяжелыми формами нарушения. Однако программы могут и должны быть созданы.

Самую серьезную проблему составляет категория детей с психическими нарушениями. Если незначительная часть таких детей, имеющая сохранный интеллект и приемлемое поведение, могут обучаться индивидуально при различных типах школ, то основная масса лишена возможности получить образование из-за серьезной задержки умственного развития вторичного характера и сложностей поведения, крайне затрудняющих пребывание ребенка в коллективе. Более того, в учебных заведениях нашей страны до сих пор не готовят специалистов для работы с этой категорией детей, и лишь недавно стали вводиться экспериментальные спецкурсы. А между тем количество детей с психическими нарушениями растет.

Есть еще проблема, которая напрямую затрагивает общеобразовательные школы. Это проблема детей с пограничными нарушениями. Такие дети могут обучаться как в специализированных, так и в общеобразовательных школах, и родители по закону имеют право настоять, чтобы их ребенок учился именно в районной общеобразовательной школе. Так что перед педагогическим коллективом любой школы может встать вопрос об обучении такого ребенка.

Мифы, от которых надо отказаться

Проблема образования остается одной из самых серьезных для детей с ограниченными возможностями. Но есть, на мой взгляд, более важные вопросы, в решении которых каждый из нас может и должен принять участие. Я имею в виду наше отношение к таким людям. Ведь от способности каждого принять такого человека и спокойно, на равных общаться с ним, во многом зависит решение большинства проблем. В сознании людей существуют мифы, которые подкрепляют негативное отношение к таким людям. Перечислю наиболее часто встречающиеся (в основном они касаются людей с нарушениями интеллектуального и психического развития).

Большинство из нас, никогда не сталкивавшихся в жизни с людьми, имеющими психические и интеллектуальные нарушения, разделяют миф о том, что эти люди агрессивны, неконтролируемы и опасны для общества. На практике же оказывается, что они гораздо более беззащитны и предсказуемы (говорю это, имея некоторый опыт общения), чем так называемые практически здоровые. Многие родители отвечают, что не отдали бы своего ребенка в интегративную школу, руководствуясь именно страхом перед агрессивностью и неконтролируемостью детей с нарушениями развития. Хотя и в массовой школе ребенок подвергается гораздо большей опасности из-за невозможности контроля большого количества детей, а также агрессивности, зачастую стимулированной существующей системой образования. Интегративные школы, напротив, характеризуются малокомплектностью и дружелюбной, терпимой обстановкой. Люди с нарушениями развития «заразны». Этот миф разделяют родители, которые боятся, что их ребенок «нахватается» у детей с нарушениями развития. Опыт показывает, что здоровые дети не только «не нахватываются», но и еще приобретают полезный опыт помощи ребенку, у которого не все получается. Этот истинно педагогический опыт ребята смогут использовать в дальнейшем при воспитании своих детей. Дети с нарушениями развития появляются в основном в неблагополучных семьях. Придется расстаться и с этим мифом (как это ни тяжело, ведь проще считать, что здоровый образ жизни и современная медицина способны предотвратить появление детей-инвалидов). К сожалению, это не так. И мы сталкиваемся с нездоровыми детьми в благополучных, интеллигентных семьях, а в семьях неблагополучных чаще встречается педагогическая запущенность, а не тяжелые нарушения развития.

Пути интеграции

Как бы мы ни старались закрыться от проблемы существования людей с нарушениями развития, нам надо думать об их интеграции в общество. Ведь создание правового цивилизованного государства невозможно без учета прав людей с ограниченными возможностями. Такой этап прошли все цивилизованные страны. Для того, чтобы проблема была решена и в нашей стране, нужно двигаться в направлении ее решения. Поднимать эту тему в средствах массовой информации. Проводить занятия в школах, на которых дети получают представление о жизни человека-инвалида, как это делается в большинстве цивилизованных стран. И, наконец, это, пожалуй, самое важное - создавать учреждения интегративного типа, в которых могли бы общаться здоровые дети и дети с различными отклонениями. Такое обучение вызывает наибольшее сопротивление у родителей. Очень часто они соглашаются, что совместное обучение здоровых детей и детей-инвалидов приносит пользу последним, но недоумевают, какие «выгоды» в этом общении может получить здоровый ребенок. Поэтому хочу остановиться на этом чуть подробнее.

Итак, что же получают наши дети от общения со своими, обиженными природой сверстниками?

В первую очередь это деликатность, способность тонко чувствовать трудности другого. Еще - терпимость к менее успешному сверстнику. И способность помочь, которая включает в себя некоторые специальные навыки. Ведь не секрет, что далеко не все обладают педагогическим талантом просто объяснять сложные вещи. Многие из нас в детстве сталкивались с ситуацией, когда взрослый не мог объяснить нам какой-то учебный материал, обвиняя нас в бестолковости. Но любой, кто поработал с умственно отсталым ребенком, начинает понимать, что если он чего-то не может объяснить ребенку, то это его (учителя) задача - разложить материал на более простые составляющие. Здоровые дети получают опыт и навыки качеств, которые абсолютно не развивает современная система образования. (Вы можете привести пример урока, на котором развиваются такие качества, как деликатность или терпимость?) Но именно эти навыки и способности пригодятся школьникам во взрослой семейной жизни, а для многих и в профессиональной.

Процесс интеграции людей с ограниченными возможностями в общество займет долгие годы. И мне кажется, что самое лучшее средство для разрушения мифов, для принятия этих людей - непосредственное и достаточно длительное (а не разовая «экскурсия») общение с ребенком, страдающим каким-либо нарушением. Старшеклассник, имеющий такого подшефного ребенка, получит жизненный опыт любви и принятия, который невозможно недооценить и которого так недостает нам в сегодняшней жизни.



Последние новости


Блюда из теста

Ватрушки постные Приготовить опару из 2 стаканов муки, теплой воды и дрожжей. Когда поднимется, всыпать соль, перемешать, добавить растертое с сахаром растительное масло, ароматическое масло или тертую ваниль, остальную муку и замесить тесто. Когда тесто подойдет, свернуть его в колбаску, нарезать на кусочки, раскатать из них маленькие лепешк...
Читать далее »

Блюда из морепродуктов

Кальмары с красным вином Тщательно промыть и очистить кальмаров (голову выбросить, щупальца оставить). Порезать на колечки, обсушить (можно использовать абсорбирующую бумагу). На большой сковороде подогреть масло. Положить мелко нарезанный лук и натертый чеснок и жарить до мягкости. Добавить колечки кальмаров и тушить, пока они не приобретут к...
Читать далее »

Блюда из рыбы

Солянка из рыбы, приготовленная на сковороде Очищенную и выпотрошенную рыбу вместе с кожей нарезать на небольшие кусочки, ошпарить и смыть с поверхности свернувшийся белок. Затем положить ее в смазанную маслом кастрюлю или казанок, добавить измельченные огурцы (без кожицы и семян), обжаренный до золотистого цвета лук, немного сливочного масла,...
Читать далее »

Выпечка

Пирог с черникой Для теста: 350 г муки, 2 чайные ложки разрыхлителя (углекислый аммоний), соль на кончике ножа, 150 г свиного смальца или маргарина, несколько ложек холодной воды. Для начинки: 500 г черники, 2 столовые ложки муки, 1 стакан сахара, 2 столовые ложки сливочного масла. Муку, соль и разрыхлитель смешать с жиром, постепенн...
Читать далее »

Блюда из теста. Часть 2

Блины заварные постные С вечера гречневую муку и половину пшеничной заварить 2 ½ стакана кипятка, быстро мешая, чтобы получилось густое тесто. Когда остынет, добавить еще 1 ½ стакана теплой воды и разведенные в 1/3 стакана воды дрожжи. Оставить на ночь в теплом месте. На следующий день ввести остальную муку, соль, сахар, выбить тесто лопаточкой, ч...
Читать далее »

Выпечка. Часть 6

Булочки с яблочным повидлом 4 булочки, 2 стакана густого яблочного повидла, 1–2 столовые ложки изюма, сахар и корица. Срезать с булочек верхнюю часть, вынуть середину и заполнить образовавшуюся пустоту повидлом, смешанным с изюмом. Посыпать сахаром с корицей и запечь в смазанной маслом форме или на сковороде в нежаркой духовке. Юбилейны...
Читать далее »

Выпечка. Часть 5

Чайный пирог 500 г пшеничной муки, 200 мл молока, 50 г дрожжей, 100 г сливочного масла, 100 г сахара, 2 желтка, 5 г соли. Для ореховой массы: 100 г орехов, 120 г сахара, 75 г сливочного масла, 25 мл воды. Для заварного крема: 200 мл молока, 75 г сахара, 2 яйца, 25 г пшеничной муки, 150 г сливочного масла, ванильный сахар. Опарное тес...
Читать далее »