Рубрики
  • Нет рубрик
Социальные сети
Последние записи

 

Искусство изготовления из гипса лепных украшений известно с глубокой древности. В России наибольшего расцвета оно достигло на рубеже XVII-XVIII вв. Этот период совпал с началом строительства Петербурга. Архитектурные сооружения северной столицы богато украшались лепным декором, который старые мастера выполняли с большим вкусом и тонким пониманием свойств и декоративных особенностей материала. Популярность гипсового декора объяснялась сравнительной дешевизной сырья и простотой его обработки. Гипсовые отливки можно было легко окрашивать, имитируя подчас более дорогостоящие и труднее обрабатываемые камень и металл. Но чаще всего в архитектурной лепнине предпочитали сохранять естественный белый цвет материала, который выразительно подчеркивал тончайшие детали рельефа, придавал им воздушность, легкость. В наше время лепнина, к сожалению, применяется редко, хотя лепной карниз может не только украсить комнату, но и закрыть стык между панелями стен и потолка, а лепная розетка под люстру сделает потолок зрительно выше. К тому же красивая лепнина радует глаз. Имея навык в лепке, необходимые инструменты и материалы, можно самим изготовить интересные лепные украшения для квартиры.
Оборудование, инструменты и приспособления. Для верстака (рис. 1, а) из толстых досок сколачивают щит. К нему с одного края прибивают хорошо обструганную дощечку - правильце. В центре щита делают отверстие и вставляют деревянную пробку так, чтобы она возвышалась на 3-4 см. На щит наносят цементный раствор (торец пробки должен выступать из него), хорошо разравнивают и после высыхания тщательно полируют.
Архитектурные лепные детали имеют определенные поперечные профили (сечения), называемые обломами (рис. 2, а). Для вытягивания профилей потребуется специальное приспособление - шаблон. Его также можно сделать самим. Лобзиком вырезают две фигурные пластины: из доски и жести. Жестяную пластину соединяют с деревянной при помощи мелких гвоздиков. К пластинам с одного конца прибивают под прямым углом дощечку с продольным бруском - полозок, с другого - короткую рейку с закругленными торцами - салазки.
Инструмент для работы с гипсом должен быть из нержавеющей стали или латуни, стеки - из твердой древесины (бука, березы, сирени). Размешивать гипс удобно мутовкой - палкой, на конце которой крест-накрест прикреплены две металлические пластинки. Клееварку можно собрать из большой и маленькой жестяных консервных банок, вставив одну в другую и положив под дно меньшей банки выгнутую из жести скобу. Для распиливания готовых гипсовых деталей нужно сделать стусло - один или два направляющих бруска с прорезями под углом в 45°. Разводить гипс рекомендуется небольшими порциями в гипсовке, сделанной из старого резинового или пластмассового мяча.
Вытягивание гипсового профиля (рис. 1, б, в). На водяной бане из 2 частей парафина и 5 частей керосина варят разъединительный состав (до консистенции вазелина). Им смазывают правильце, полозок, шаблон, грунт. Затем готовят гипсовый раствор: в гипсовку наливают 7 частей воды и всыпают небольшими дозами 10 частей гипса, помешивая мутовкой. Необходимо помнить, что свежеприготовленный раствор сохраняет текучесть примерно 2-3 мин, теряет пластичность через 7-8 мин и полностью затвердевает через 15-20 мин.
Гипс на стадии пластичности укладывают лопаточкой на подготовленный верстак невысоким валиком справа от шаблона. Проводят деревянной стороной шаблона вправо до конца щита. Комки гипса сгладятся, заполнят углубления,- приобретут лоснящийся блеск от влаги (поэтому движение вправо называют "на лоск"). Шаблон следует двигать в одном направлении до тех пор, пока не сформируется профиль, подкладывая кусочки гипса в те места, где его недостаточно.
После застывания гипса с профиля снимают излишки жестяной стороной шаблона. Затем размешивают в гипсовке немного гипса до сметанообразной массы, наносят ее кистью на профиль и проводят шаблоном "на лоск". Торцы обрезают ножом или ножовкой с мелкими зубьями.
Следующий этап - на гладком профиле делают узор лепного орнамента (рис. 2, б). Сначала разрабатывают его эскиз с двумя-тремя повторяющимися элементами - раппортами. Рисунок переносят с бумаги на профиль методом припороха (наколотый рисунок припорашивают тампоном с синькой или сажей), обводят карандашом, затем скальпелем на небольшую глубину и прорезают клиновидный профиль в гипсе по контурам рисунка. Тщательно прорабатывают каждую деталь рисунка прямыми и полукруглыми долотами. Чтобы гипс хорошо резался, его периодически смачивают водой. Модель профиля сушат 2-3 суток. Затем тщательно затирают царапины от инструмента, обрабатывают наждачной бумагой. Щеткой удаляют всю пыль и пропитывают модель горячей олифой. Через сутки можно покрыть профиль тонким слоем спиртового лака. Так делают лепные карнизы.
В такой же последовательности вытягивают и вырезают круглую розетку. Только шаблон вращают вокруг штыря, вбитого в деревянную пробку в щите.
Детали лепнины отливают в формах: гипсовых, клеевых или комбинированных. Тип формы выбирают в зависимости от характера модели. Например, для гладкой модели подойдет форма из гипса, для тонкого рельефа - клеевая, там, где гладкая и рельефная поверхности, лучше делать комбинированную форму. Изготовление форм описано ниже.
Крепление деталей лепнины (рис. 3). Места размещения лепнины тщательно промывают, удаляя побелку. Для карниза отмечают границу его установки: натирают синькой бечевку, натягивают ее вдоль стены на расстоянии от потолка, равном толщине карниза, оттягивают и отпускают - ударив по стене, бечевка отметит линию. Розетку помечают, обводя круг вокруг центра при помощи бечевки с карандашом. Затем на стене, потолке и лепнине в сопрягаемых местах делают насечки зубилом. Монтировать карниз следует начинать с угла. Ножовкой с мелкими зубьями на стусле распиливают 2 детали под углом 45°. Готовят гипсовый раствор, добавив в него 3% (от общей массы) столярного клея. Смачивают водой подготовленные поверхности стены, потолка и лепных деталей и щетинной кистью наносят на них гипсовый раствор. Установив детали на место, их нужно слегка подвигать, как бы притереть. Излишки гипса снимают штукатурной лопаткой.
Если детали карниза крупные, их крепят на шурупах. На стене сверлят отверстия, вбивают в них деревянные пробки и ввинчивают шурупы. С тыльной стороны карниза напротив шурупов в стене также просверливают отверстия, несколько расширяющиеся в глубину, заполняют их гипсовым раствором и насаживают карниз на шурупы.
Детали розетки крепят следующим образом. Просверливают в розетке сквозные отверстия напротив пробок с шурупами в потолке. К каждому шурупу прикручивают мягкую проволоку, покрытую нитролаком, чтобы она не ржавела. Проволоку протягивают через отверстия и накручивают на шурупы, отверстия замазывают гипсом. Тщательно заделывают все швы, просушивают лепной декор 2-3 суток, затем белят, раскрашивают или тонируют.
  • Рис. 1 Устройство верстака и вытягивание профилей: а - верстак и шаблоны; 6 - вытягивание прямоугольного профиля; в - вытягивание круглого профиля
  • Рис. 2 Виды архитектурных обломов -А и лепных орнаментов-Б.
  • Рис. 3 Крепление деталей лепнины: А - распиловка карниза; Б - крепление на гипсовом растворе; в - крепление на шурупах.

Серия сообщений "криворукоделие":
название само за себя

Часть 1 - полимерная глина. урок.
Часть 2 - кукла
...
Часть 6 - гипсовый листок
Часть 7 - картины-лепки
Часть 8 - крепление на стенах форм
Часть 9 - декупажжжь
Часть 10 - декупажь обуви
Часть 11 - мозайка
Часть 12 - ЛАСКУТЫ
Часть 13 - ИДЕИ



Последние новости


Блюда из теста

Ватрушки постные Приготовить опару из 2 стаканов муки, теплой воды и дрожжей. Когда поднимется, всыпать соль, перемешать, добавить растертое с сахаром растительное масло, ароматическое масло или тертую ваниль, остальную муку и замесить тесто. Когда тесто подойдет, свернуть его в колбаску, нарезать на кусочки, раскатать из них маленькие лепешк...
Читать далее »

Блюда из морепродуктов

Кальмары с красным вином Тщательно промыть и очистить кальмаров (голову выбросить, щупальца оставить). Порезать на колечки, обсушить (можно использовать абсорбирующую бумагу). На большой сковороде подогреть масло. Положить мелко нарезанный лук и натертый чеснок и жарить до мягкости. Добавить колечки кальмаров и тушить, пока они не приобретут к...
Читать далее »

Блюда из рыбы

Солянка из рыбы, приготовленная на сковороде Очищенную и выпотрошенную рыбу вместе с кожей нарезать на небольшие кусочки, ошпарить и смыть с поверхности свернувшийся белок. Затем положить ее в смазанную маслом кастрюлю или казанок, добавить измельченные огурцы (без кожицы и семян), обжаренный до золотистого цвета лук, немного сливочного масла,...
Читать далее »

Выпечка

Пирог с черникой Для теста: 350 г муки, 2 чайные ложки разрыхлителя (углекислый аммоний), соль на кончике ножа, 150 г свиного смальца или маргарина, несколько ложек холодной воды. Для начинки: 500 г черники, 2 столовые ложки муки, 1 стакан сахара, 2 столовые ложки сливочного масла. Муку, соль и разрыхлитель смешать с жиром, постепенн...
Читать далее »

Блюда из теста. Часть 2

Блины заварные постные С вечера гречневую муку и половину пшеничной заварить 2 ½ стакана кипятка, быстро мешая, чтобы получилось густое тесто. Когда остынет, добавить еще 1 ½ стакана теплой воды и разведенные в 1/3 стакана воды дрожжи. Оставить на ночь в теплом месте. На следующий день ввести остальную муку, соль, сахар, выбить тесто лопаточкой, ч...
Читать далее »

Выпечка. Часть 6

Булочки с яблочным повидлом 4 булочки, 2 стакана густого яблочного повидла, 1–2 столовые ложки изюма, сахар и корица. Срезать с булочек верхнюю часть, вынуть середину и заполнить образовавшуюся пустоту повидлом, смешанным с изюмом. Посыпать сахаром с корицей и запечь в смазанной маслом форме или на сковороде в нежаркой духовке. Юбилейны...
Читать далее »

Выпечка. Часть 5

Чайный пирог 500 г пшеничной муки, 200 мл молока, 50 г дрожжей, 100 г сливочного масла, 100 г сахара, 2 желтка, 5 г соли. Для ореховой массы: 100 г орехов, 120 г сахара, 75 г сливочного масла, 25 мл воды. Для заварного крема: 200 мл молока, 75 г сахара, 2 яйца, 25 г пшеничной муки, 150 г сливочного масла, ванильный сахар. Опарное тес...
Читать далее »