Рубрики
  • Нет рубрик
Социальные сети
Последние записи

Это цитата сообщения Разумники Оригинальное сообщениеСвое место

Не секрет, что человеку нужны не только крылья, но и корни – свое место, свое пространство, которое он контролирует и отождествляет с собой. Понятие своей территории пришло к нам из этологии – науки о поведении животных. Все живые существа в природе имеют свой укромный уголок, который охраняется от посигновений чужих одинаково рьяно, независимо от того, является ли он местом постоянного жительства или лишь временным пристанищем.

Также и людям необходимо свое место, где можно укрыться от посторонних глаз, снять «маску», отдохнуть, погрустить или помечтать о чем-то своем, чем не хочется делиться с другими. Но личное пространство это не только физическая территория, ограниченная количеством комнат в квартире, это и некая «частная зона» человека. Психологи эту частную зону называют приватностью, включая в нее кроме территории также неприкосновенность своих вещей, привычек, вкусов, действий, своих эмоциональных состояний и т.д.

На работе нас «греют» любимый фикус и фотография близких, что в психологическом смысле маркирует пространство как ваше собственное и позволяет чувствовать себя комфортнее. Дома у каждого из нас есть пространство и вещи, закрепленные за членами семьи – папино место за столом, мамины книги, стол старшей сестры или игрушки брата. Но, к сожалению, именно детскую потребность в увеличении личной свободы и пространства чаще всего игнорируют взрослые.

Процесс отделения от родителей

Первые попытки отделения от матери ребенок предпринимает в возрасте 2-х лет, он то убегает, то возвращается и плачет, не зря психологии называют этот период «автономия с оглядкой». Ребенок пробует себя и маму, на какое расстояние он может отойти как пространственно, так и психологически. 3 года – официальное начало громкого, бурного отделения от родителей. Это время становления самосознания ребенка, отстаивания своего «Я», а значит и потребности в приватности.

Малыш старается показать себя абсолютно самостоятельным, таким образом, отстаивая свое личное пространство. В этом стремлении все его поведение может идти вразрез с тем, что предлагает взрослый. Этот феномен в психологии называют «негативизмом», он является одним из характерных признаком кризисов. Он носит социальный характер и адресован значимому взрослому. Важно, что при негативизме ребенок поступает наперекор своему желанию. Он может отказаться от сладкого, держась за лед кричать, что он горячий и т.д. В этот момент для него самое важное, чтобы взрослые увидели его личность.

В этой ситуации важно отнестись к потребности малыша в личном пространстве с полной серьезностью. Следует отметить, что негативизм протекает остро только в том случае, если взрослые не замечают или не хотят замечать у ребенка тенденцию к самостоятельности, когда они стремятся, во что бы то ни стало сохранить прежний тип взаимоотношений.

Всегда можно найти вариант, как дать ребенку возможность почувствовать себя самостоятельным, а родителям выполнить планируемые действия, не нарушая планов на день. Например, готовя утром завтрак, можно спросить у малыша: Что ты хочешь: «Яичницу или омлет?». Для взрослого выбор, в целом, иллюзорен, но ребенку он помогает почувствовать себя значимым и услышанным.

Границы личного пространства

Проблема доверия, уважения личного пространства ребенка часто особенно драматична. Мы ответственны за благополучие наших детей, а это порождает у нас ложное чувство, что нам необходимо знать о них все: что они думают, чувствуют, делают.

Однако вторжение в приватность ребенка или подростка чревато все теми же проявлениями негативизма, а также агрессией, замкнутостью и т.д. Очевидно, что гнев ребенка, ощущающего вмешательство в его личную жизнь, выходит далеко за пределы страха быть застигнутым за плохим поступком и страха быть наказанным. Прежде всего, такой гнев связан с чувством собственного достоинства. Когда мы нарушаем чью-то приватность, мы заявляем об отсутствии доверия и уважения к человеку.

Повлиять на моральные нормы наших детей можно, скорее всего тогда, когда они знают, что мы уважаем их индивидуальность. Лучшее выражение подлинной заботы родителей – предоставление ребенку найти себя в самостоятельных поступках, передача ответственности. Воплотить это на деле можно, только предоставив ребенку что-то такое, что безраздельно принадлежит лично ему, чем он вправе распорядиться по своему усмотрению и за что несет персональную ответственность.

Безусловно, у ребенка, а тем более подростка должно быть что-то, что принадлежит только ему, что он может сломать, подарить, потерять и ему за это ничего не будет. Ситуацию утраты личного пространства мы невольно провоцируем сами, организуя пространство своего жилища таким образом, что оно принадлежит всем и никому.

В таком доме каждый член семьи может в любой момент по какой-то своей надобности появиться в любом месте. Личные пространства постоянно пересекаются. Возникающее напряжение в данной ситуации объясняется просто: пространственные контакты непредсказуемы, их интенсивность слишком высока. Человеку всегда приходится быть наготове, чтобы вовремя посторониться, ответить на вопрос, выполнить просьбу или согласовать намерения.

Чтобы этого не происходило, достаточно придерживаться несложной стратегии. Всем

членам семьи необходимо заключить негласный договор, по которому каждому отводится определенная личная территория. Не всегда возможно, чтобы это была отдельная комната. Тогда пускай это будет хотя бы уголок, на который кто-то из членов семьи приобретает приоритетные права.

Предлагайте ребенку выбор из 2 возможностей, изначально одобренных Вами.

По возможности выделите малышу комнату/уголок, в котором он может делать все, что захочет: рисовать на обоях, раскладывать игрушки, так как ему нравится и т.д. Но это вседозволенность распространяется только на эту территорию.

Пускай у Вашего малыша будут личные вещи, которыми он вправе распорядиться по своему усмотрению и за которые несет персональную ответственность.

Не забывайте, что нарушая чью-то приватность, мы заявляем об отсутствии доверия и уважения к человеку.

Серия сообщений "Малыши (1-3)":
Часть 1 - Игры с малышами
Часть 2 - Личное пространство ребенка
Часть 3 - Как выучить цвета с ребенком (идея)
Часть 4 - Детские игрушки....



Последние новости


Блюда из теста

Ватрушки постные Приготовить опару из 2 стаканов муки, теплой воды и дрожжей. Когда поднимется, всыпать соль, перемешать, добавить растертое с сахаром растительное масло, ароматическое масло или тертую ваниль, остальную муку и замесить тесто. Когда тесто подойдет, свернуть его в колбаску, нарезать на кусочки, раскатать из них маленькие лепешк...
Читать далее »

Блюда из морепродуктов

Кальмары с красным вином Тщательно промыть и очистить кальмаров (голову выбросить, щупальца оставить). Порезать на колечки, обсушить (можно использовать абсорбирующую бумагу). На большой сковороде подогреть масло. Положить мелко нарезанный лук и натертый чеснок и жарить до мягкости. Добавить колечки кальмаров и тушить, пока они не приобретут к...
Читать далее »

Блюда из рыбы

Солянка из рыбы, приготовленная на сковороде Очищенную и выпотрошенную рыбу вместе с кожей нарезать на небольшие кусочки, ошпарить и смыть с поверхности свернувшийся белок. Затем положить ее в смазанную маслом кастрюлю или казанок, добавить измельченные огурцы (без кожицы и семян), обжаренный до золотистого цвета лук, немного сливочного масла,...
Читать далее »

Выпечка

Пирог с черникой Для теста: 350 г муки, 2 чайные ложки разрыхлителя (углекислый аммоний), соль на кончике ножа, 150 г свиного смальца или маргарина, несколько ложек холодной воды. Для начинки: 500 г черники, 2 столовые ложки муки, 1 стакан сахара, 2 столовые ложки сливочного масла. Муку, соль и разрыхлитель смешать с жиром, постепенн...
Читать далее »

Блюда из теста. Часть 2

Блины заварные постные С вечера гречневую муку и половину пшеничной заварить 2 ½ стакана кипятка, быстро мешая, чтобы получилось густое тесто. Когда остынет, добавить еще 1 ½ стакана теплой воды и разведенные в 1/3 стакана воды дрожжи. Оставить на ночь в теплом месте. На следующий день ввести остальную муку, соль, сахар, выбить тесто лопаточкой, ч...
Читать далее »

Выпечка. Часть 6

Булочки с яблочным повидлом 4 булочки, 2 стакана густого яблочного повидла, 1–2 столовые ложки изюма, сахар и корица. Срезать с булочек верхнюю часть, вынуть середину и заполнить образовавшуюся пустоту повидлом, смешанным с изюмом. Посыпать сахаром с корицей и запечь в смазанной маслом форме или на сковороде в нежаркой духовке. Юбилейны...
Читать далее »

Выпечка. Часть 5

Чайный пирог 500 г пшеничной муки, 200 мл молока, 50 г дрожжей, 100 г сливочного масла, 100 г сахара, 2 желтка, 5 г соли. Для ореховой массы: 100 г орехов, 120 г сахара, 75 г сливочного масла, 25 мл воды. Для заварного крема: 200 мл молока, 75 г сахара, 2 яйца, 25 г пшеничной муки, 150 г сливочного масла, ванильный сахар. Опарное тес...
Читать далее »