Рубрики
  • Нет рубрик
Социальные сети
Последние записи

ГАЗ-41 (АП-41)

18.02.2012

  • История автомобиля ГАЗ-2169

  • ГАЗ-41 - полугусеничный автомобиль

    ГАЗ-41 (АП-41)

    В СССР в 30-40-е годы было разработано несколько моделей полугусеничных автомобилей. Модели ГАЗ-30, ГАЗ-60, ГАЗ-65, ЗиС-31, ЗиС-22, ЗиС-42 выпускались серийно и, за исключением ГАЗ-65, использовались в армии и в народном хозяйстве.

    11 июля 1949 года Совет Министров СССР выпустил постановление №2279-1235 МС о мерах по обеспечению армии и народного хозяйства транспортной техникой. Вслед за этим постановлением вышел приказ МАТП №163сс от 26 июля 1949 года, по которому ГАЗ был обязан изготовить полугусеничный автомобиль по требованиям ГЛАВТУ. Новый автомобиль, получивший заводское наименование ГАЗ-41 (впоследствии этот индекс будет присвоен серийному БРДМ-2), в секретной переписке назывался АП-41 (автомобиль полугусеничный 41). Ведущим конструктором был назначен С.Б. Михайлов, который и занялся разработкой эскизного проекта АП-41.

    В качестве базовой машины использовали первый послевоенный грузовой не полноприводный (4х2) автомобиль Горьковского автозавода ГАЗ-51. Переделки свелись к минимуму. Незначительно изменились грузоподъемность и скорость движения. Вместо заднего моста на раме закрепили гусеничный ход на четырех (применительно к одному борту) опорных катках. ГАЗ-41 имел торсионную подвеску опорных катков. Ведущее колесо располагалось сзади. Для предотвращения провисания гусеницы служил ленивец с натяжным приспособлением, взаимозаменяемый с опорными катками. Вместо поддерживающих катков на автомобиле стояли «склизы» — направляющие планки. Разумеется, переделали и трансмиссию. Управлялся ГАЗ-41 поворотом колес, благо передний мост остался без изменений.

    Машина была оснащена 6-ти цилиндровым рядным карбюраторным двигателем жидкостного охлаждения ГАЗ-51 мощностью 51,5 кВт (70 л.с.) при 2800 мин-1, позволявшим двигаться по шоссе с максимальной скоростью 46 км/ч. Двигатель относился к нижнеклапанным среднелитражным агрегатам с рабочим объемом цилиндров 3,285 литра, степенью сжатия 6,2, наименьшим удельным расходом горючего 367 г/кВтч (270 г/л.с.ч) и хорошей надежностью работы. В качестве топлива применялся недорогой и не дефицитный бензин А-66. Пуск двигателя производился с помощью электрического стартера или пусковой рукоятки. Он имел сравнительно небольшую массу без оборудования - 235 килограмм.

    ГАЗ-41 (АП-41)

    С.Б. Михайлов для АП-41 разработал два типа движителя. По первому варианту АП-41 получил в качестве опорных катков авиационные колеса-пневматики и «мягкие» гусеницы, состоявшие из двух параллельных резиновых лент, скреплённых металлическими планками с резиновыми же башмаками-грунтозацепами. Оснащённая такой гусеницей машина обладала очень малым удельным давлением на грунт, что позволяло ей уверенно двигаться по снегу. В то же время подобная гусеница очень быстро изнашивалась при эксплуатации на твёрдых грунтах. Данный вариант предназначался для зимней эксплуатации. Летом пневматики снимались и на автомобиль устанавливался второй тип движителя — обрезиненные катки, аналогичные по конструкции танковым Т-70 или самоходки Су-76, но меньшего диаметра, и мелкозвенчатая гусеница с траками из стали Гадфильда. Переходный вариант с пневматиками и металлической гусеницей, равно как и «склизы», забраковали практически сразу. В окончательном варианте ведущая звёздочка переместилась вперёд, освободив место для ленивца с натяжным приспособлением.

    27 сентября 1949 г. эскизный проект был отослан в ГУ МАТП для предъявления заказчику. Одновременно с эскизным разрабатывался технический проект, отосланный в МАТП 8 декабря. Заключение ГЛАВТУ ВМ по эскизному проекту было получено заводом 17 декабря. Ввиду исключительно сжатых сроков, данных на изготовление опытных образцов, завод одновременно с выполнением техпроекта приступил к изготовлению узлов и деталей трёх машин, внося изменения по ходу постройки, согласно замечаниям военных.

    ГАЗ-41 (АП-41)

    Все три АП-41 изготовили к 28 декабря 1949 года, и до конца года они прошли заводскую обкатку от 150 до 300 км каждый. С 15 января по 15 февраля 1950 года проводились заводские испытания и отладка автомобилей с целью подготовки их к приёмо-сдаточным испытаниям. Проходившие с участием представителей заказчика, они показали, что АП-41 «при движении по целине превосходит колёсные автомобили 4x4 и американский транспортёр М-2».

    30 марта три АП-41 были сданы заказчику для полигонных испытаний. Прошедшие с 15 мая по 30 июня испытания с отдельными выездами на болотистые участки выявили хорошую проходимость этих машин в летних условиях.

    После полигонных испытаний завод приступил к доводке двух АП-41 с целью подготовки к общевойсковым испытаниям в Заполярье. В процессе доводки, завершённой к 15 сентября, на АП-41 установили металлические кабины от ГАЗ-63, оборудованные отопителями, заменили ходовые части. Кроме этого завод изготовил большое количество запчастей. Закончившиеся 28 декабря испытания двух АП-41 выявили неудовлетворительную проходимость автомобилей по снежной целине.

     

    ГАЗ-41 (АП-41)

    Прошедшие с 1 по 14 марта 1951 года приёмо-сдаточные и с 3 апреля по 1 июля полигонные испытания показали, что манёвренность АП-41 за счёт применения механизма синхронизации рулевого управления с раздельным торможением гусениц заметно улучшилась, повысилась надёжность машины, но из-за недостаточной мощности двигателя и недолговечности трансмиссии, АП-41 вновь вернули на доработку.

    В 1952 году было изготовлено ещё 2 экземпляра АП-41, но с появлением гусеничного снегоболотохода ГАЗ-47 работы по АП-41 отошли на второй план и, в конечном итоге, были свернуты, т.к. наглядно показали устарелость самой концепции полугусеничного автомобиля. Предполагавшаяся серия из пяти машин не была реализована.

  • История автомобиля ГАЗ-2169


  • Последние новости


    Блюда из теста

    Ватрушки постные Приготовить опару из 2 стаканов муки, теплой воды и дрожжей. Когда поднимется, всыпать соль, перемешать, добавить растертое с сахаром растительное масло, ароматическое масло или тертую ваниль, остальную муку и замесить тесто. Когда тесто подойдет, свернуть его в колбаску, нарезать на кусочки, раскатать из них маленькие лепешк...
    Читать далее »

    Блюда из морепродуктов

    Кальмары с красным вином Тщательно промыть и очистить кальмаров (голову выбросить, щупальца оставить). Порезать на колечки, обсушить (можно использовать абсорбирующую бумагу). На большой сковороде подогреть масло. Положить мелко нарезанный лук и натертый чеснок и жарить до мягкости. Добавить колечки кальмаров и тушить, пока они не приобретут к...
    Читать далее »

    Блюда из рыбы

    Солянка из рыбы, приготовленная на сковороде Очищенную и выпотрошенную рыбу вместе с кожей нарезать на небольшие кусочки, ошпарить и смыть с поверхности свернувшийся белок. Затем положить ее в смазанную маслом кастрюлю или казанок, добавить измельченные огурцы (без кожицы и семян), обжаренный до золотистого цвета лук, немного сливочного масла,...
    Читать далее »

    Выпечка

    Пирог с черникой Для теста: 350 г муки, 2 чайные ложки разрыхлителя (углекислый аммоний), соль на кончике ножа, 150 г свиного смальца или маргарина, несколько ложек холодной воды. Для начинки: 500 г черники, 2 столовые ложки муки, 1 стакан сахара, 2 столовые ложки сливочного масла. Муку, соль и разрыхлитель смешать с жиром, постепенн...
    Читать далее »

    Блюда из теста. Часть 2

    Блины заварные постные С вечера гречневую муку и половину пшеничной заварить 2 ½ стакана кипятка, быстро мешая, чтобы получилось густое тесто. Когда остынет, добавить еще 1 ½ стакана теплой воды и разведенные в 1/3 стакана воды дрожжи. Оставить на ночь в теплом месте. На следующий день ввести остальную муку, соль, сахар, выбить тесто лопаточкой, ч...
    Читать далее »

    Выпечка. Часть 6

    Булочки с яблочным повидлом 4 булочки, 2 стакана густого яблочного повидла, 1–2 столовые ложки изюма, сахар и корица. Срезать с булочек верхнюю часть, вынуть середину и заполнить образовавшуюся пустоту повидлом, смешанным с изюмом. Посыпать сахаром с корицей и запечь в смазанной маслом форме или на сковороде в нежаркой духовке. Юбилейны...
    Читать далее »

    Выпечка. Часть 5

    Чайный пирог 500 г пшеничной муки, 200 мл молока, 50 г дрожжей, 100 г сливочного масла, 100 г сахара, 2 желтка, 5 г соли. Для ореховой массы: 100 г орехов, 120 г сахара, 75 г сливочного масла, 25 мл воды. Для заварного крема: 200 мл молока, 75 г сахара, 2 яйца, 25 г пшеничной муки, 150 г сливочного масла, ванильный сахар. Опарное тес...
    Читать далее »