Рубрики
  • Нет рубрик
Социальные сети
Последние записи

6

18.02.2012


6. Источники права древних государств Месопотамии. Общая характеристика Законов Хаммурапи: принципы составления, правовая доктрина.

Особенности права стран Древнего Востока обусловлены историческими условиями его возникновения, культурой и цивилизацией этих стран. Древнейшие правовые системы были тесно связаны с обычаями и религиозными нормами той цивилизации.

Поддержка религией и государством обычаев, сложившихся в период становления древних цивилизаций, привела к созданию одного из важнейших источников права древних государств — правового обычая и обычного права. В них, как правило, сохранялись остатки обычаев родового строя и одновременно закреплялись нормы патриархального быта сельской общины с ее неравенством членов «большой семьи».

Кастовые (освящаемые религией) привилегии высших сословий и обязанности низших, нормы купли-продажи земель и другого имущества, прежде составлявшего общинную собственность, жестокие наказания для низших каст и сословий при допущении выкупа или ритуального действия для высших каст и для богатых.

Вся общественная жизнь древнего индуса определялась его принадлежностью к варне: профессия, должность, размер получаемого наследства, процент по договору, займу и даже тяжесть наказания. Варна определяла имя человека, одежду, порядок принятия пищи. Принадлежность к той или иной варне устанавливалась рождением, переход из одной варны в другую в принципе был не возможен.

Варно-кастовый строй имел правовую основу: святость и неприкосновенность частной собственности, привилегия высших сословий. Соблюдение основ такого строя обеспечивалось моральными, религиозными и юридическими санкциями, карами: порицание, похвала, радость в загробной жизни или объявление преступником.

В странах Древнего Востока право, как и государство, возникло раньше, чем в античном мире, но их развитие шло гораздо медленнее. Но при этом сохранялась преемственность исторически сложившихся правовых обычаев. Так, непосредственным предшественником Законов Хаммурапи являются законы, происходящие из царства Эшнунны и многие положения семейного, долгового права совпадают.

Правовые обычаи содействовали и закреплению царской власти на основе ее божественного происхождения, устанавливали смертную казнь за бунт, покушение на правителей и чиновников, покушение на религиозные основы.

Большую роль в становлении правовых норм играли судебные органы, защищавшие прежде всего интересы имущих и привилегированных каст, классов. Они содействовали разрушению устаревших обычаев родового строя, закрепляли в своих решениях те обычаи, которые отвечали новым порядкам.

Становление государственности требовало все боле прочного закрепления правовых норм. С появлением письменности эти нормы получают закрепление в первых законах верховной власти, которые были ориентированы прежде всего на защиту собственности, личности знати и ее неприкосновенности, власти высших каст или сословий над низшими, рабовладельца над рабом или наемным работником. Интересам богатых и знати служили нормы о праве наследования и многие другие. Такого рода правовые нормы нашли отражение в широко известных исторических памятниках древнейших государств: Законах царя Хаммурапи, Законах Ману и т. д.

Однако роль права нельзя свести только к закреплению классового (кастового, сословного) господства, хотя на первых ступенях цивилизации разных народов такое закрепление несомненно существовало. Наряду с социально-классовыми различиями и подчинением угнетенной личности господину, нормы юридического, санкционированного государством права были необходимы для установления и поддержания единого для всего населения страны порядка общественных отношений, для обеспечения единого рынка, условий владения и распоряжения собственностью, обмена товарами, а также для обеспечения единой власти в государстве.

Важным следствием формирования единого для разных племен права на территории возникающего государства явилось то, что с его помощью стало возможным разрешение споров, и благодаря этому преодоление возникающих междоусобиц, имевших зачастую губительные последствия. В древнейших обществах Востока установления общего порядка определялось победой сильнейшего племени, вождь которого узурпировал власть вождей других племен и вводил единый порядок, существенно отличавшийся от родоплеменного. Так происходил процесс становления правового порядка в Египте в результате покорения «Верхним царством» (IV тыс. до н. э.) Среднего и Нижнего, в Шумере и Аккаде с установлением династии Саргона (III тыс. до н. э.)

Первый дошедший до нас текст законов — Законы Шульги (прежнее название — Законы Ур-Намму; недавно было установлено, что их действительным «автором» является сын и преемник Ур-Намму, Шульги). Этот сильно поврежденный текст состоял из «Пролога», за которым следовали конкретные правовые нормы.

Следующий из сохранившихся законодательных памятников принадлежит царю I династии Иссина Липит-Иштару. Дошедший до нас со значительными повреждениями текст написан на шумерском языке, состоит из «Пролога», примерно 43 статей, и «Эпилога».
Законы, происходящие из царства Эшнунны, дошли до нас в виде двух (поврежденных) списков на аккадском языке, имеющих незначительные различия. Текст состоит из «Пролога» и 60 статей.

В Древней Индии понятия права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, было неизвестно. Повседневная жизнь индийцев подчинялась правилам, утверждаемым в нормах, по своему характеру являвшимися скорее этическими, чем правовыми. При этом данные нормы носили яркий отпечаток религии.
Нормы, определяющие поведение людей в их повседневной жизни (дхармы), содержались в сборниках — дхармашастрах. Наиболее известной в нашей литературе дхармашастрой являются Законы Ману.
Право стран Древнего Востока, как и любое древнее право, не делилось на уголовное, гражданское, процессуальное, государственное и т. п.

Тексты носят «синтетический» характер, устанавливая одновременно и правила, и ответственность за их нарушение.
Право цивилизаций Древнего Востока возникло из правовых обычаев, сформированных культурой и религией народов этих стран. По мнению некоторых авторов господствующая религия создавала духовное единство народа обеспечивающее целостность древних государств.
Религии Древнего Востока сберегали, хранили многие нормы общечеловеческой нравственности, в том числе уважение к достоинству человека, осуждали злобность, зависть, самодовольство, спесивость, безволие, безответственность, мрак ума. Эти понятия зафиксированы в древнейших памятниках права — в Авесте, Артхашастре и Законах Ману.
41. Реформа Карла Мартелла. Государственная организация и распад империи Каролингов.
Реформа Карла Мартелла. Майордом Карл Мартелл (715— 741 гг.) начал свою деятельность с усмирения внутренней смуты в стране, с конфискаций земель своих политических противников, с частичной секуляризации церковных земель. Он воспользовался при этом правом королей на замещение высших церковных должностей. За счет созданного таким образом земельного фонда стали раздаваться новой знати земельные пожалования в пожизненное условное держание — бенефиций (от лат. beneficium — благодеяние, милость) при несении той или иной службы (чаще всего конной военной). Землю получал тот, кто мог служить королю и приводить с собой войско. Отказ от службы или измена королю влекли за собой потерю пожалования. Бенефициарий получал землю с зависимыми людьми, которые несли в его пользу барщину или платили оброк.
Расширению феодального землевладения в VIII в. способствовали новые захватнические войны, сопровождавшая их новая волна франкской колонизаций Причем если во франкской колонизации VI—VII вв. принимала участие в основном верхушка франкского общества, то к колонизации VII—IX вв., происходившей в значительно больших размерах, были привлечены зажиточные аллодисты, за счет которых и пополнялся в это время конным рыцарством класс феодалов.
С середины VIII в. начинается период, предшествующий завершению процесса расслоения франкского общества на класс феодальных землевладельцев и класс зависимых от них крестьян, широкое распространение получают отношения покровительства, господства и подчинения, возникающие на основе особых договоров коммендации, прекария, самозакабаления. На развитие отношений покровительства большое влияние оказал римский институт — клиентеллы, патроната.
Отношения покровительства и патроната у франков были вызваны к жизни крушением старых родовых связей, невозможностью экономической самостоятельности мелко-крестьянского хозяйства, разоряемого войнами, грабежами феодалов.

Покровительство влекло за собой установление личной и имущественной зависимости крестьян от землевладельцев-магнатов, так как крестьяне передавали им право собственности на свои земельные участки, получая их обратно на условиях выполнения определенных повинностей, уплаты оброка и пр.
В процессах установления власти крупных землевладельцев над крестьянами в Западной Европе огромную роль играла христианская церковь, ставшая сама крупным земельным собственником. Оплотом господствующего положения церкви были монастыри, а светской знати — укрепленные замки, которые становились вотчинными центрами, местом сбора ренты с крестьян, символом могущества сеньоров.
Договоры коммендации (покровительства) возникли прежде всего в отношениях крестьян с церковью, монастырями. Они не всегда были непосредственно связаны с потерей свободы и прав собственности на земельный участок коммендируемого, как это имело место в случае договора самозакабаления. Но раз попав под такое покровительство, свободные крестьяне постепенно теряли свою личную свободу и через несколько поколений в большинстве своем становились крепостными.
Договор прекария был непосредственно связан с передачей земли. Он влек за собой возникновение условного держания земли, передаваемой во временное пользование, сопровождался возникновением тех или иных обязанностей прекариста в пользу крупного землевладельца (работать на полях господина, отдавать ему часть урожая). В лице прекаристов создавался переходный слой от свободных общинников-аллодистов к зависимым крестьянам. Существовали три формы прекария: precaria data ("прекарий данный") — своеобразная форма аренды земли, на основании которой безземельный или малоземельный крестьянин получал участок земли во временное пользование.

По договору precaria remunirato-ria ("прекарий возмещенный") прекарист первоначально отдавал свой участок земли землевладельцу и получал его обратно во владение. Этот вид прекария возникал, как правило, вследствие залога земли в обеспечение долга. По договору precaria oblata ("прекарий подаренный") прекарист (чаще всего под прямым нажимом землевладельца), уже попавший "в экономическую зависимость, отдавал свой участок господину, а затем получал от него свой и дополнительный участок земли, но уже в качестве держания.
Владелец прекария обладал правом судебной защиты против третьих лиц, но только не в отношении землевладельца. Прекарий мог быть взят обратно землевладельцем в любую минуту. По мере того как число подвластных магнату людей (прекаристов, коммен-дируемых) росло, он приобретал над ними все большую власть.
Государство всемерно содействовало укреплению этой власти. В капитулярии 787 года, например, запрещалось кому-либо принимать под покровительство людей, оставивших сеньора без его разрешения. Постепенно вассальные связи, или отношения зависимости, охватывают всех свободных. В 808 году им было предписано идти на войну со своим сеньором либо с графом.
Поздние "варварские правды" свидетельствуют и о других изменениях в социальной структуре варварских обществ, происходящих в связи с развитием новых феодальных отношений. В Ала-маннской и Баварской правдах (VIII в.) все чаще упоминается фигура колона. Колон или раб, посаженный на землю, был известен и римскому праву, которое лишало его хозяйственной самостоятельности, права заключать договоры, подписывать документы и пр.
Возникла новая феодальная форма колоната, отличающаяся от прежней тем, что колоном мог стать не только раб или безземельный арендатор, но и свободный крестьянин. Согласно Аламаннской правде (22, 3) колон ведет самостоятельно хозяйство, но
Происходят изменения и в правовом статусе рабов. Ослаблялись, например, строгие запреты на браки рабов со свободными. Если по римскому праву свободная женщина за связь с рабом обращалась в рабство, а по Салической правде ее можно было безнаказанно убить, то Аламаннская правда давала такой женщине право возражать против "рабской работы служанки" (18,2).
в IX в. крупные бенефициарии добиваются права передавать бенефиций по наследству. На смену бенефицию приходит феод. Крупные феодалы превращаются в суверенов, обладающих политической властью в своих владениях.
Государственная организация и распад империи Каролингов.

Создавшееся таким путем государственное объединение носит имя империи. Империя эта по существу своему уже чисто феодальное учреждение. Характерна в этом отношении присяга, принесенная в 802 г. Карлу как императору; в ней обещается хранение верности, "какой человек (homo) повинен своему господину", иными словами, верность подданного империи уподобляется верности вассала своему сеньеру.

Отношения вассала и сеньера становятся теперь настолько распространенными и типичными, что сами государственные отношения мыслятся по типу вассальных отношений.

Вместе с тем с развитием принудительности вассалитета устанавливается двойственность подданства каждого человека и от своего непосредственного сеньера и от императора, причем обоим приносится присяга в верности.

В полном контрасте с этой феодальной реальностью находится идеология каролингской эпохи, стремящаяся в лице восстановленной империи видеть полностью старое государство позднеримской эпохи с ее теократическим характером. Император мыслится не только главой церкви, назначающим и смещающим епископов и аббатов как своих "верных" и "вассалов", но и высшим посредником между богом на небе и подданными его империи на земле.

Вот как изображает капитулярий Карла 802 г. значение приносимой императору присяги: "И пусть всем будет внушено, каждому сообразно его разумению, какое великое значение имеет эта присяга и какие обязанности она налагает, - не только, как многие до сих пор думают, обязанности соблюдать верность государю императору, не допуская в царство его никакого врага, не помогая никому, нарушившему верность, и не покрывая его, но и вот какое значение, да будет это ведомо всем, имеет эта присяга; во-первых, каждый за себя лично обязан служить богу сообразно его велениям и согласно своему обещанию по мере разумения и своих сил, так как государь император не может заботиться о каждом в отдельности и поучать его...

Никто да не дерзнет обижать церкви божий, вдов, сирот или чужестранцев и отнимать у них их достояние силой или обманом, ибо сам государь император после господа бога и святых его поставлен их защитником и покровителем".

Если в первой части этого императорского поучения присяга мыслится в понятиях чисто феодальных ("верность"), то во второй части ставятся уже задачи, в значительной мере противоречащие интересам растущего феодализма, строящего свои успехи как раз на закрепощении слабых элементов общества, на широком применении насилия и обмана. Не могли поэтому оказать какое-либо реальное действие и частые запрещения в капитуляриях всякого рода притеснений бедняков (pauperes), широко практикуемых сильными людьми франкского государства Каролингов. И это внутреннее противоречие присуще всей политике Каролингов.
После разгрома королевства лангобардов в Италии Карл Великий был провозглашен римским императором и коронован папой Львом III на Рождество 800.

Карл с триумфом раздвинул границы своих владений от Пиреней до долин Эльбы, Одера и среднего течения Дуная. Бавары, алеманны, тюринги, а в конце концов и саксы были покорены, обращены в христианство и включены в состав империи. С особыми трудностями столкнулись франкские наместники и епископы в Центральной Германии, где не было ни римских городов (подобных Кёльну и Триру), ни кельтских меньшинств (как на юго-западе Германии).

После смерти Карла Великого его империя постепенно распалась. Людовик Благочестивый (годы правления 814–840) не смог помешать графам (первоначально – государственным должностным лицам) превращать управляемые ими земли в наследственные владения.

В то же время свободные люди, составлявшие значительную часть франкского войска, разорялись и теряли самостоятельность. Междоусобные войны между внуками Карла Великого и мятежи новой знати вскоре подорвали единство империи.

После смерти Людовика Благочестивого три его сына (Людовик Немецкий, Карл Лысый и Лотарь) в 843 разделили империю между собой. Людовик Немецкий правил Восточно-Франкским королевством с 843 по 876.

По Мерсенскому договору (870), в соответствии с которым Лотарингия (владение Лотаря) была разделена между восточным и западным франкскими королевствами, владения Людовика расширились от рек Шельда и Маас (совр. Бельгия) до Эльбы, Гор Чехии и долины Дуная, а оттуда на восток до Паннонии (Венгрии). На юго-востоке они включали Каринтию и выход к Адриатическому морю. В ходе развития феодализма регионы, где селились пять древнегерманских племен, превратились в племенные герцогства (Швабия, Бавария, Франкония, Саксония, Тюрингия), герцоги которых отказывались повиноваться своим суверенам, как правило слишком слабым, чтобы настаивать на своих королевских правах.

Норманны опустошали северо-западные побережья германских земель, моравы и венгры вторгались во Франконию, Баварию и Швабию. В 911 династия Каролингов прекратила свое существование. Конрад I (правил в 911–918) стал первым немецким королем Восточно-Франкского королевства.

Он вел упорную борьбу с герцогами. На смертном одре Конрад обеспечил избрание королем своего злейшего врага, искусного правителя Генриха I Птицелова, герцога Саксонского (правил в 919–936). Преемники Генриха частично восстановили контроль центральной власти над племенной знатью и тем самым превратили германское королевство в державу, способную оказывать влияние за пределами своих границ.

Создание «Священной Римской империи германской нации». Оттон I Великий (912–973), сын Генриха I, в 936 был избран королем и коронован в Ахене архиепископом Майнцским. Во время своего первого «итальянского похода» (951) Оттон принял титул короля лангобардов как символ каролингского наследства и женился на вдове короля Северной Италии (Ломбардии). Так был возрожден имперский курс, вовлекавший германские земли в сферу итальянской политики на протяжении всей средневековой эпохи.

Восстановив порядок в своих владениях и покорив полабских (приэльбских) славян, а затем и венгров в сражении у реки Лех (близ Аугсбурга) в 955, Оттон восстановил императорский титул. В 962 папа Римский Иоанн XII короновал его Римским императором. Оттон подтвердил права папы на светские владения, поставив условием, что в будущем каждый папа при посвящении должен присягать на верность императору. Оттон намеревался сохранить контроль над церковью и действительно низложил папу Иоанна XII в 963.

Он назначал имперских епископов и аббатов и вводил их в должность (практика светской инвеституры); он также использовал клириков в качестве советников для укрепления светской власти. В 973 Оттон II (955–983), женатый на византийской принцессе, унаследовал престол своего отца. В том же году он предпринял попытку завоевать юг Италии, но был разбит. Позднее вспыхнули мятежи в Италии и Германии. Оттон III (980–1002), в юные годы которого страной правил регент (983–996), добился избрания папой своего учителя, видного ученого Герберта (под именем Сильвестра II), и попытался восстановить Западную империю, в основу которой должны были лечь идеалы мира, справедливости и принципы Клюнийского аббатства. Генрих II Святой, двоюродный брат Оттона III и правнук Генриха I, правивший в 1002–1024, стал последним представителем Саксонской династии. В этот период население Германии составляло 5–6 млн. человек.



Последние новости


Блюда из теста

Ватрушки постные Приготовить опару из 2 стаканов муки, теплой воды и дрожжей. Когда поднимется, всыпать соль, перемешать, добавить растертое с сахаром растительное масло, ароматическое масло или тертую ваниль, остальную муку и замесить тесто. Когда тесто подойдет, свернуть его в колбаску, нарезать на кусочки, раскатать из них маленькие лепешк...
Читать далее »

Блюда из морепродуктов

Кальмары с красным вином Тщательно промыть и очистить кальмаров (голову выбросить, щупальца оставить). Порезать на колечки, обсушить (можно использовать абсорбирующую бумагу). На большой сковороде подогреть масло. Положить мелко нарезанный лук и натертый чеснок и жарить до мягкости. Добавить колечки кальмаров и тушить, пока они не приобретут к...
Читать далее »

Блюда из рыбы

Солянка из рыбы, приготовленная на сковороде Очищенную и выпотрошенную рыбу вместе с кожей нарезать на небольшие кусочки, ошпарить и смыть с поверхности свернувшийся белок. Затем положить ее в смазанную маслом кастрюлю или казанок, добавить измельченные огурцы (без кожицы и семян), обжаренный до золотистого цвета лук, немного сливочного масла,...
Читать далее »

Выпечка

Пирог с черникой Для теста: 350 г муки, 2 чайные ложки разрыхлителя (углекислый аммоний), соль на кончике ножа, 150 г свиного смальца или маргарина, несколько ложек холодной воды. Для начинки: 500 г черники, 2 столовые ложки муки, 1 стакан сахара, 2 столовые ложки сливочного масла. Муку, соль и разрыхлитель смешать с жиром, постепенн...
Читать далее »

Блюда из теста. Часть 2

Блины заварные постные С вечера гречневую муку и половину пшеничной заварить 2 ½ стакана кипятка, быстро мешая, чтобы получилось густое тесто. Когда остынет, добавить еще 1 ½ стакана теплой воды и разведенные в 1/3 стакана воды дрожжи. Оставить на ночь в теплом месте. На следующий день ввести остальную муку, соль, сахар, выбить тесто лопаточкой, ч...
Читать далее »

Выпечка. Часть 6

Булочки с яблочным повидлом 4 булочки, 2 стакана густого яблочного повидла, 1–2 столовые ложки изюма, сахар и корица. Срезать с булочек верхнюю часть, вынуть середину и заполнить образовавшуюся пустоту повидлом, смешанным с изюмом. Посыпать сахаром с корицей и запечь в смазанной маслом форме или на сковороде в нежаркой духовке. Юбилейны...
Читать далее »

Выпечка. Часть 5

Чайный пирог 500 г пшеничной муки, 200 мл молока, 50 г дрожжей, 100 г сливочного масла, 100 г сахара, 2 желтка, 5 г соли. Для ореховой массы: 100 г орехов, 120 г сахара, 75 г сливочного масла, 25 мл воды. Для заварного крема: 200 мл молока, 75 г сахара, 2 яйца, 25 г пшеничной муки, 150 г сливочного масла, ванильный сахар. Опарное тес...
Читать далее »