Рубрики
  • Нет рубрик
Социальные сети
Последние записи

Валерий Филоненко

Проект «Кызыл – Курагино» начал активно освещаться в прессе в 2006 году. Однако предварительный план строительства дороги был создан еще в брежневские времена, реализация проекта намечалась на конец 70-х. В свою очередь, «брежневский план» был отголоском планов сталинских, а те – еще стародавних царских планов по освоению Сибири. Ветка «Кызыл - Курагино» станет частью самой протяженной в мире транссибирской магистрали. Не было бы Транссиба – не было бы даже и разговоров о строительстве железной дороги в Туву.
Кстати, стратегические задачи, которые решались строительством сибирской дороги и задачи, которые будет решать наша дорога весьма схожи, хотя масштабы, конечно, поменьше.
Транссиб был построен быстро, фактически – за 15 лет. Однако началу строительства предшествовали долгие дискуссии, которые длились… около 50 лет.

НЕОБХОДИМА ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

Николай Муравьёв-Амурский, губернатор огромного по площади края, включавшего в себя территории Сибири и Дальнего Востока, прекрасно понимал, что для его обороны и экономического развития необходима железная дорога, которая бы связала Сибирь и Дальний Восток с центральной частью России.

Первые проекты о проведении железной дороги в Сибири возникли почти одновременно с началом постройки железнодорожной сети в центральной части России. Они были связаны с обороной дальневосточных, только что присоединённых территорий России. Об этом говорил в 50-е годы XIX века видный русский инженер путей сообщения Николай Богданов. В эти годы он проводил изыскания Кругобайкальского тракта от Иркутска на Кяхту. В 1857 году он представил проект с изложениями своих предложений «для устроения железной дороги, выгоднейшего и удобнейшего способа сообщения от границы китайской до Нижегородской ярмарки».

Мысли о необходимости строительства железной дороги в Сибири, способной обеспечить быстрое заселение края, развитие промышленности и торговли, использование природных богатств, в том же году появились и у генерал-губернатора Восточной Сибири Николая Муравьева. Он три раза подавал проекты о строительстве Сибирской железной дороги. В 1856 году император Александр II на докладную записку адмирала Геннадия Невельского «О деятельности Амурской экспедиции», где он писал о необходимости строительства железной дороги, ответил: «С данной просьбой граф Н. Н. Муравьев-Амурский обращался к покойному батюшке Николаю Павловичу. Но Сенат отклонил данное предложение. И мы отклоняем этот дорогостоящий проект».

В 1857 году Николай Муравьёв-Амурский писал великому князю Константину Николаевичу: «Клубок интересов Англии и Франции в Японии и Китае так сплелся, что политическая обстановка здесь меняется с необыкновенной быстротой не в пользу России. И у меня возникли большие опасения о дальнейшей нашей политике в Приамурском крае, если высшее правительство во главе с канцлером Нессельроде и министром иностранных дел Горчаковым не примут безотлагательных мер к устранению медленности сношений столицы с Восточной Сибирью. Я убежден, что железная дорога от устья Амура сделалась теперь такой необходимостью, что нельзя жалеть на это огромных капиталов и многолетних трудов, которых она может стоить».

ПЕРВЫЕ ПРОЕКТЫ

Первые проекты железнодорожной линии, от Амура до залива Де-Кастри, вошедшие позже в Транссиб, разработаны по почину Муравьёва-Амурского. Он направляет на Амур для изыскательских работ группу русских инженеров. Руководил ими военный инженер Дмитрий Романов. Однако эти изыскания остались без практического применения.

В следующие десятилетия от представителей иностранного капитала поступило несколько предложений о строительстве железной дороги в Сибири. Управляющий путями сообщения и публичными зданиями Чевкин писал в письме Муравьёву-Амурскому: «Недавние опыты показали, сколь в сношениях с американцами необходима особая осторожность: они обыкновенно начинают общими предложениями, благовидными, потом переписку свою с правительственными лицами представляют в виде взаимных соглашений; основывают на них разные по своим расчётам выводы наконец объявляют значительные требования за свои потери и убытки».

Свои интересы имели и другие проекты иностранцев. Французы, например, претендовали на получение концессии на европейско-азиатский транзит, рассчитывая поживиться за счёт железнодорожной концессии. Англичане надеялись на барыши от организации вывоза лесных богатств из Сибири. У немцев были интересы, связанные с перспективой торговли с Китаем и Средней Азией. Они рассчитывали на доходы от железнодорожных поставок. Эти предложения были отклонены правительством.

Большие споры развернулись вокруг проектов строительства Сибирской железной дороги и внутри страны.

Все проекты выражали потребности развития сибирско-русской торговли и уральской горнозаводской промышленности. Это были планы материально заинтересованных кругов. Их главная проблема заключалась в поиске наиболее выгодных путей доставки грузов и в желании обогатиться инициаторов на концессиях за счёт казны.

Основная борьба в России развернулась за направления будущей Сибирской железной дороги.

Граф Муравьёв-Амурский не дожил до строительства Великого Сибирского пути, которое началось спустя десять лет после его смерти, в 1891 году, а завершилось в 1916-м.

Его смелые мечты воплотили в жизнь продолжатели. Давалось им это с большими трудностями. Тем не менее они добились своего – построили железную дорогу Челябинск – Омск – Иркутск – Чита – Хабаровск – Владивосток, протяжённостью около семи тысяч километров, связавшую европейскую часть России с Сибирью и Дальним Востоком.



Последние новости


Блюда из теста

Ватрушки постные Приготовить опару из 2 стаканов муки, теплой воды и дрожжей. Когда поднимется, всыпать соль, перемешать, добавить растертое с сахаром растительное масло, ароматическое масло или тертую ваниль, остальную муку и замесить тесто. Когда тесто подойдет, свернуть его в колбаску, нарезать на кусочки, раскатать из них маленькие лепешк...
Читать далее »

Блюда из морепродуктов

Кальмары с красным вином Тщательно промыть и очистить кальмаров (голову выбросить, щупальца оставить). Порезать на колечки, обсушить (можно использовать абсорбирующую бумагу). На большой сковороде подогреть масло. Положить мелко нарезанный лук и натертый чеснок и жарить до мягкости. Добавить колечки кальмаров и тушить, пока они не приобретут к...
Читать далее »

Блюда из рыбы

Солянка из рыбы, приготовленная на сковороде Очищенную и выпотрошенную рыбу вместе с кожей нарезать на небольшие кусочки, ошпарить и смыть с поверхности свернувшийся белок. Затем положить ее в смазанную маслом кастрюлю или казанок, добавить измельченные огурцы (без кожицы и семян), обжаренный до золотистого цвета лук, немного сливочного масла,...
Читать далее »

Выпечка

Пирог с черникой Для теста: 350 г муки, 2 чайные ложки разрыхлителя (углекислый аммоний), соль на кончике ножа, 150 г свиного смальца или маргарина, несколько ложек холодной воды. Для начинки: 500 г черники, 2 столовые ложки муки, 1 стакан сахара, 2 столовые ложки сливочного масла. Муку, соль и разрыхлитель смешать с жиром, постепенн...
Читать далее »

Блюда из теста. Часть 2

Блины заварные постные С вечера гречневую муку и половину пшеничной заварить 2 ½ стакана кипятка, быстро мешая, чтобы получилось густое тесто. Когда остынет, добавить еще 1 ½ стакана теплой воды и разведенные в 1/3 стакана воды дрожжи. Оставить на ночь в теплом месте. На следующий день ввести остальную муку, соль, сахар, выбить тесто лопаточкой, ч...
Читать далее »

Выпечка. Часть 6

Булочки с яблочным повидлом 4 булочки, 2 стакана густого яблочного повидла, 1–2 столовые ложки изюма, сахар и корица. Срезать с булочек верхнюю часть, вынуть середину и заполнить образовавшуюся пустоту повидлом, смешанным с изюмом. Посыпать сахаром с корицей и запечь в смазанной маслом форме или на сковороде в нежаркой духовке. Юбилейны...
Читать далее »

Выпечка. Часть 5

Чайный пирог 500 г пшеничной муки, 200 мл молока, 50 г дрожжей, 100 г сливочного масла, 100 г сахара, 2 желтка, 5 г соли. Для ореховой массы: 100 г орехов, 120 г сахара, 75 г сливочного масла, 25 мл воды. Для заварного крема: 200 мл молока, 75 г сахара, 2 яйца, 25 г пшеничной муки, 150 г сливочного масла, ванильный сахар. Опарное тес...
Читать далее »