В Петербурге проводит свою предаукционную выставку новый Российский аукционный дом (РАД). Среди его учредителей — Сбербанк и Фонд имущества Санкт-Петербурга. В планах РАД — пролоббировать свободное обращение предметов искусства через границы России. А это значит, что на российском арт-рынке назревает революция.
В Михайловском замке (одном из филиалов Государственного Русского музея) в Петербурге открылась предаукционная выставка первого аукциона искусства, который проведет 9 декабря Российский аукционный дом. Зал был полон светской публикой, на лестнице били в барабаны, снег, засыпавший в этот вечер Петербург, заметал ковры и букеты из роз, которыми был украшен вход во дворец. Гигантская декоративная ледяная глыба у лестницы медленно таяла, высвобождая заточенные в ней предметы антиквариата.
Коллекция первого аукциона РАД — это 59 лотов живописи (чуть ли не половина которой современная) и 95 лотов декоративно-прикладного и ювелирного искусства, включая предметы Фаберже. Самый дорогой лот — "Штиль" Ивана Айвазовского, предварительно оцененный в $800-900 тыс., самый интересный — полотно "Землекопы" пейзажиста Николая Дубовского ($300-400 тыс.), про которое Лев Толстой сказал: "Вот такими картинами надо будить совесть у людей". Самый прекрасный — складень-триптих "
Смысл этой сборной солянки ясен — надо выявить интересы покупателей к разным вещам, уровень произведений — не лучше и не хуже других российских аукционных домов. По-другому и быть не могло. На внутреннем российском рынке вращается весьма ограниченное число шедевров: основная их масса давно в музеях. То, что в обороте,— остатки подпольных частных собраний советской эпохи и вещи немузейного качества. Привозить картины из-за границы беспошлинно можно только в личных целях (а РАД законы нарушать не собирается). Если привозить произведения искусства для продажи — на границе надо платить налоги, повышающие стоимость предмета в среднем на треть, так что по адекватной цене в России продавать его уже невыгодно (поэтому и Московский международный салон изящных искусств, на который приезжали западные антиквары, работал в режиме резервации произведений, а не их покупки).
Оборот искусства в мире достигает внушительных сумм. В 2009 году это было €31,3 млрд. В этой сумме примерно треть занимает оборот аукционных домов (до кризиса аукционы держали половину рынка, и половину — галереи). Это огромный и мощный бизнес, однако на его карте Россия не обозначена вообще. Обороты российского рынка искусства настолько в тени, что никто не берется их подсчитывать; считается, что он равен $1-2 млрд, причем в эту сумму включены покупки русских коллекционеров на западных торгах, что является лишним свидетельством процветания западного, а не русского рынка. По самым скромным подсчетам, русские коллекционеры покупают на западных аукционах на $200 млн в год — только русского искусства. Эти средства можно было бы потратить в России. Во Франции и Англии — 2,5 тыс. малых аукционных домов; в России их не больше десятка, свои обороты они не афишируют. Опубликовать сумму своего годового оборота согласился нумизматический аукцион "Монеты и медали", лидер этого направления коллекционирования в России,— это 260 млн руб. в год. Главная причина такого отставания — непрозрачность для искусства российских границ.
В этой связи важна не коллекция, а концепция, с которой РАД выходит на рынок антиквариата, и планы его деятельности. Один учредитель дома — Сбербанк, это значит, что интерес к развитию антикварного рынка и рынка искусства проявлен почти на государственном уровне. Второй учредитель — Фонд имущества Санкт-Петербурга, крупнейшая аукционная площадка по продаже государственного имущества, который обладает огромным опытом аукционных торгов, мощным штатом юристов, большим кругом клиентов, привыкших платить крупные суммы,— то есть вся инфраструктура готова в лучшем виде (в РАД у Сбербанка и Фонда имущества по 33%, еще 33% у ООО "Русский ювелир", журнала о предметах искусства при Фонде имущества).
Пользуясь влиянием своих учредителей, РАД собирается лоббировать создание нового свода законов, которые будут регулировать легальный оборот предметов искусства, вопросы его ввоза и вывоза. Проблемы с ответственностью экспертов и легализацией оценщиков в меру сил пытаются решать московские и петербургские
Последствия могут быть самыми грандиозными. Sotheby's и Christie's смогут проводить в России свои аукционы, западные антиквары ринутся на наши местечковые ярмарки — поближе к русским деньгам. Российские торговцы искусством станут спокойно привозить и продавать старых мастеров хоть за Уральским хребтом. Коллекционеры смогут привезти домой свои собрания, хранящиеся в Монте-Карло и Баден-Бадене. Это будет настоящая революция, даже посильнее той, которая случилась в 2001 году во Франции, когда закон наконец разрешил иностранным аукционным домам торговать на ее территории — с тех пор Париж из глубокой провинции мирового арт-рынка выдвинулся на роль одного из центров, следующего за Нью-Йорком и Лондоном.
Задачу свою РАД определил очень конкретно (см. интервью с гендиректором РАД Андреем Степаненко на
Последние новости
Блюда из теста
Ватрушки постные Приготовить опару из 2 стаканов муки, теплой воды и дрожжей. Когда поднимется, всыпать соль, перемешать, добавить растертое с сахаром растительное масло, ароматическое масло или тертую ваниль, остальную муку и замесить тесто. Когда тесто подойдет, свернуть его в колбаску, нарезать на кусочки, раскатать из них маленькие лепешк...Читать далее »
Блюда из морепродуктов
Кальмары с красным вином Тщательно промыть и очистить кальмаров (голову выбросить, щупальца оставить). Порезать на колечки, обсушить (можно использовать абсорбирующую бумагу). На большой сковороде подогреть масло. Положить мелко нарезанный лук и натертый чеснок и жарить до мягкости. Добавить колечки кальмаров и тушить, пока они не приобретут к...Читать далее »
Блюда из рыбы
Солянка из рыбы, приготовленная на сковороде Очищенную и выпотрошенную рыбу вместе с кожей нарезать на небольшие кусочки, ошпарить и смыть с поверхности свернувшийся белок. Затем положить ее в смазанную маслом кастрюлю или казанок, добавить измельченные огурцы (без кожицы и семян), обжаренный до золотистого цвета лук, немного сливочного масла,...Читать далее »
Выпечка
Пирог с черникой Для теста: 350 г муки, 2 чайные ложки разрыхлителя (углекислый аммоний), соль на кончике ножа, 150 г свиного смальца или маргарина, несколько ложек холодной воды. Для начинки: 500 г черники, 2 столовые ложки муки, 1 стакан сахара, 2 столовые ложки сливочного масла. Муку, соль и разрыхлитель смешать с жиром, постепенн...Читать далее »
Блюда из теста. Часть 2
Блины заварные постные С вечера гречневую муку и половину пшеничной заварить 2 ½ стакана кипятка, быстро мешая, чтобы получилось густое тесто. Когда остынет, добавить еще 1 ½ стакана теплой воды и разведенные в 1/3 стакана воды дрожжи. Оставить на ночь в теплом месте. На следующий день ввести остальную муку, соль, сахар, выбить тесто лопаточкой, ч...Читать далее »
Выпечка. Часть 6
Булочки с яблочным повидлом 4 булочки, 2 стакана густого яблочного повидла, 1–2 столовые ложки изюма, сахар и корица. Срезать с булочек верхнюю часть, вынуть середину и заполнить образовавшуюся пустоту повидлом, смешанным с изюмом. Посыпать сахаром с корицей и запечь в смазанной маслом форме или на сковороде в нежаркой духовке. Юбилейны...Читать далее »
Выпечка. Часть 5
Чайный пирог 500 г пшеничной муки, 200 мл молока, 50 г дрожжей, 100 г сливочного масла, 100 г сахара, 2 желтка, 5 г соли. Для ореховой массы: 100 г орехов, 120 г сахара, 75 г сливочного масла, 25 мл воды. Для заварного крема: 200 мл молока, 75 г сахара, 2 яйца, 25 г пшеничной муки, 150 г сливочного масла, ванильный сахар. Опарное тес...Читать далее »