Рубрики
  • Нет рубрик
Социальные сети
Последние записи

памятник и имя - из рассказов бен-иосефа
Феликс Гринберг

-папа,священник, почему его называют –рав?

погоди, доча, вопрос не прост…
рав- не обязательно священник,это более обращение к учителю…

-так рав – это учитель?

ну, да, только чуть с расширением на уважаемого человека...
рав, прямой перевод "много", я думаю, это как ВЫ в других языках... давай подумаем, почему говорят – рав, обращаясь к священнику, учителю торы… я давно задумываюсь, что как по русски к старшему обращаемся на "Вы", так и в иврите, где каждый говорит каждому ты – будь то хоть президент Израиля, должно же быть какое-то уважительное обращение?
на первый взгляд, не предусмотрено в примитивном этом языке вежливого множественного обращения к одной личности...
не доросли, кажется, древние иудеи до нашей уважительной культуры…
да и язык-то полумёртвый, оживлённый тяжким волевым усилием,
помнишь, дочь, нашу детскую шуточную цитату из сказки: жить-то он жил, а быть- то его не было...?

тем более, откуда же в этом ископаемом языке такая коллективная мораль,

памятники и имена на каждом шагу...?

вот...
уверен, обязательно должна быть в этом языке особая уважительность для выдающейся личности...
скорее всего, она и есть именно в этом слове - рав.

есть, существует неброско эта форма- рав – прямой перевод – много, так обращались к уважаемому ещё в той древности, когда не только русского "Вы"не было- самого-то русского языка ещё не сложилось…
да и английского с его сплошным занудным "вы" ещё не произошло из латыни - смотри, какой абсурд получается, когда ты говоришь своему сыну, доченька, моему внуку годовалому на английском: Алекс,
Вы покакал?
а умный- древний иврит просто вместо выканья кому-ни-попадя называет учителей множественно –рав, причём очень выборочно, не всех подряд и не каждого старшего…
знаешь, наверное, перевести на русский обращение,
например, рав Давид, это будет как предельно уважительное – Многий Давид, то есть, как будто – Вы.

-интересно, пап, а почему по-русски говорят – не рав, а раввин?
ну,с этим проще, тут сохранилась арамейская форма, которую в Россию принесли через галут – изгнание с рассеянием – раввин – это рабим, множественное от рав с арамейским окончанием, видимо, изгнание того колена, что пришло в итоге в Россию и нас породило, случилось тогда, когда разговорным был арамейский –
например, так было в эпоху Христа – два языка вместе ходили- священный и разговорный,
иврит и арамейский, вон, съезди послушай,и сегодня на Голанах одна деревня перекрикивается через сиро-израильскую границу с роднёй на арамейском…

-но постой,дочка, давай-ка сначала переведём на русский эксодус
рава Заубера

исход
рава Давида Заубера
рав синагоги на улице яркон 42, тель-авив

(записано со слов рава в ту же ночь)

в 1939 году я бежал из Будапешта, что в Венгрии,
на пароходе вместе с 1500 евреями в надежде добраться в свою Страну.
плыли мы по реке Дануба – Дунаю вниз по течению,1500 человек на корабле.
после того, как проплыли Чехословакию, набились в наш кораблик ещё 4500 человек, включая стариков, грудных детишек, и стало нас на корабле 6000 евреев, скученных, как скот. Еды почти не было,
по утрам раздавали нам совсем понемножку сухарей, и в обед по щепотке риса.
это был старинный корабль, работающий на угле, назван был именем королевы, жены австрийского короля, не помню, как её звали…а капитан корабля был парень русского происхождения, он изо всех сил старался не дать нам умереть с голоду и спасти от нацистов – ведь в Европе уже началась война – всё это происходило летом 1939 – го…

так мы плыли, плыли, страдали, страдали… - прямо исход из Египта.

все порты Чёрного моря закрывались перед нашим
кораблём
после одной из попыток войти в какой либо порт-
(даже турки нас не впускали)-
наш капитан вдруг заорал по-русски:

а ну вас к ебене матери!!!!!!!
отвезу я вас в вашу страну – Израиль!!!

три месяца продолжалось это плавание- будь благословенно оно и русский капитан…
а начали мы плыть в мае 1939 года…

и вот я здесь…

так сказал уважаемый рав Давид Заубер
глаза его полны слёз

это записал я, Бен-йосеф,
в ту же ночь,
18.03.2007

и подписался

ну и вот, сказал Бен – Йосеф,
17 марта была такая тяжёлая суббота-
не дай Бог: в пятницу накануне потерялась собака – Бача, любимица внучки Ротем,
сбежала в Яффо, и мы с матерью моей всю субботу
искали в яффских закоулках до темноты.
не нашли, возвращались голодные по улице Яркон домой в Натанию.

знаете, Яркон в Тель-Авиве- это как… как пара сосудов кровеносных-
артерия и вена,
артерия Яркона идёт по главной морской набережной города,
несёт поток людской- свежую кровь к экзотическим развлечениям старого Яффо,
о,как красиво отстроены по этому морскому Яркону все дома, как празднична набережная-артерия, как свежи и спортивны девушки!..
А та улица Яркон, что течёт параллельно, кварталом выше, в противоположную северную сторону,по ней уж оттекает усталая, тёмная венозная кровь, полная яффских излишеств всех и
всяческих ... погуляли? поели-попили-покурили?-и марш назад, домой,на север ползите,сытые пиявочки в вечной пробочке,
только не заговаривайте на тротуаре с варикозными красотками,
только не глядите в это время на фасады венозной трубы
Яркона – тьма египетская, разруха и трущобы…

один из осыпавшихся вконец фасадов- ул. Яркон,42,
старинная, по израильским меркам, синагога-трущоба лет за 80 возраста,
однако действующая, подкармливающая венозных бездомных, среди них много русских, и даже
под…куривающая их, что ли – есть внутри специальная коробка для пожертвования бездомным сигарет – штучно и пачками.

вот…

заходил я не раз туда внутрь почитать в старых книгах, а тут на исходе субботы едем мы с матерью мимо, свет горит, спрашиваю мать- чайку хочешь выпить, дорога не близкая?

-давай,сынок…

-ладно, мам, сейчас принесу тебе, сиди в машине.

захожу внутрь, стол накрыт, исход субботы, да и исход праздника как раз пришёлся, во главе этого стола белый старец с прозрачными глазами
говорит мне – сядь рядом со мной
не могу, отвечаю, рав, я зашёл взять стакан чаю и кусочек печенья для мамы, она в машина на улице.

-приведи её сюда.

хорошо, привёл, дедок говорит-
посади мать за стол…

переспрашиваю:- рав, женщину за стол? с мужчинами?
-да, я сказал, за стол….
хорошо….

-сядь теперь ты сам рядом со мной….
хорошо…
-сегодня суббота царя Давида, будем пировать
и радоваться, и петь его псалмы…освяти еду.

я говорю- рав, что с тобой, мне неудобно, посадил
ты мою мать за стол с мужчинами, а мне предлагаешь освятить трапезу в такой день?
что с тобой, рав?

-всё в порядке, Бен-Йосеф, я вижу людей, мать твоя
праведница, а ты гаон, как и я, кроме того, будет у меня к тебе просьба, выполнишь? многих просил – ни один не сделал…
-попробую, рав…

-освяти трапезу….

"благословен ты, господин Бог наш, что сотворил
нам землю и воду, хлеб и вино…." – произнёс я молитву, пир и песни начались…

псалмы царя Давида…откуда я знал в ту ночь,как они поются?..
сейчас знаю - поются миньяном, сплочённым десятком единоверцев,
вот такая минимальная коллективная единица...не хорошо человеку быть одному,- сказали для нас в ветхом завете - торе, высшей теории правильно жить в обществе нам подобных людей...

-а теперь слушай мою историю,
и мою просьбу- запиши её для моей синагоги…
многим я рассказывал, многие обещали, никто не вернулся с написанным…

-хорошо, рав, я запишу, что ты расскажешь…
вот…
историю своего исхода рав Давид Заубер
нам рассказал…
потом мы поднялись и поехали дальше с мамой домой,
перед тем я спросил старика:
- Давид, во сколько ты здесь будешь завтра?
- в 10 часов,
с Божьей помощью…

ну и, конечно же, ночью я эксодус кратко записал красивым почерком, утром вернулся на венозный Яркон, зашёл,
обернул себя в талит- пастушеское одеяло прадедов,
в котором молились на восток при утренней прохладе наши древние…прочёл из Книги
утро воскресенья, подошёл к голубоглазому
мудрецу и отдал ему свиточек, написанный рукой моею, конечно, старательно и каллиграфически…

улыбнулся раввин – и ничего не сказал, просто
взял бумагу и благословил молча – рука на моём темени…

-папа, а почему ты любишь себя называть Бен-Йосеф
ну, это вроде бы понятно, ты Йосифович, но не манерно ли это выглядит – Бен-Йосеф….?

-доча, отвечу пока коротко, начал задумываться
давно, ещё читая Фейхтвангера, помнишь, римский историк Иосиф Флавий любил, чтобы его называли Бен-Маттафия, Матвеич…
в последнее время --через быт самарийских арабов начал понимать на глубину...
может, помнишь, был у меня товарищ Абу-Юсуф,
отец Йосифа, старшего сына, сейчас дружу с Абу-Даудом, отцом Давида, первенца, и скажу тебе
просто – когда люди живут поколениями на своей земле- трудно ли, очень ли трудно живут, под той ли властью, другой ли, но веками, вплотную к земле своих соседей, ежедневно в ближайшем общении всех поколений семьи твоей со всеми из их семьи (короче, не как мы, советское перекати-поле),
то главная характеристика человека-
чей он отец и чей он сын, все эти
записанные в твоём имени дети и отцы хочешь-не-хочешь обязывают
жить в своём окружении достойно.

ну, вот ты доктор, хоть и генетики, но одним из первых имён в медицине,
после Гиппократа, узнала Авиценну, так?
имя его, конечно, искажено,
этот великий врач, еврей в арабском халифате,
гордо носил своё составное семейное имя:
Абу-Али-ибн-Сина,

то есть – отец Эли, сын Шина…

вот…
вот я и думаю, с чего бы это приветил меня рав
Давид Заубер в ту субботнюю ночь…
ну, покушать-то в синагоге всем предлагают,
не про это разговор…
с чего бы это главный рав ярконской старейшей синагоги попросил меня записать историю его исхода?
неужели же он сам не мог её записать на бумагу?
а его помощники - разве не записывали это за ним многократно?

может быть, раввин Давид хотел, чтобы ещё один пересказ его
Исходуса стал ещё одной клеткой в памяти именно того миньяна, чтобы чудесное спасение его, одного еврея среди тех 6000, получило ещё один шанс не быть забытым?

может, с этой же целью мудрые назвали
иерусалимский музей Катастрофы
ЯД ВА ШЕМ ?

памятник и имя...?

ну и вот...
 (480x360, 45Kb)



Последние новости


Блюда из теста

Ватрушки постные Приготовить опару из 2 стаканов муки, теплой воды и дрожжей. Когда поднимется, всыпать соль, перемешать, добавить растертое с сахаром растительное масло, ароматическое масло или тертую ваниль, остальную муку и замесить тесто. Когда тесто подойдет, свернуть его в колбаску, нарезать на кусочки, раскатать из них маленькие лепешк...
Читать далее »

Блюда из морепродуктов

Кальмары с красным вином Тщательно промыть и очистить кальмаров (голову выбросить, щупальца оставить). Порезать на колечки, обсушить (можно использовать абсорбирующую бумагу). На большой сковороде подогреть масло. Положить мелко нарезанный лук и натертый чеснок и жарить до мягкости. Добавить колечки кальмаров и тушить, пока они не приобретут к...
Читать далее »

Блюда из рыбы

Солянка из рыбы, приготовленная на сковороде Очищенную и выпотрошенную рыбу вместе с кожей нарезать на небольшие кусочки, ошпарить и смыть с поверхности свернувшийся белок. Затем положить ее в смазанную маслом кастрюлю или казанок, добавить измельченные огурцы (без кожицы и семян), обжаренный до золотистого цвета лук, немного сливочного масла,...
Читать далее »

Выпечка

Пирог с черникой Для теста: 350 г муки, 2 чайные ложки разрыхлителя (углекислый аммоний), соль на кончике ножа, 150 г свиного смальца или маргарина, несколько ложек холодной воды. Для начинки: 500 г черники, 2 столовые ложки муки, 1 стакан сахара, 2 столовые ложки сливочного масла. Муку, соль и разрыхлитель смешать с жиром, постепенн...
Читать далее »

Блюда из теста. Часть 2

Блины заварные постные С вечера гречневую муку и половину пшеничной заварить 2 ½ стакана кипятка, быстро мешая, чтобы получилось густое тесто. Когда остынет, добавить еще 1 ½ стакана теплой воды и разведенные в 1/3 стакана воды дрожжи. Оставить на ночь в теплом месте. На следующий день ввести остальную муку, соль, сахар, выбить тесто лопаточкой, ч...
Читать далее »

Выпечка. Часть 6

Булочки с яблочным повидлом 4 булочки, 2 стакана густого яблочного повидла, 1–2 столовые ложки изюма, сахар и корица. Срезать с булочек верхнюю часть, вынуть середину и заполнить образовавшуюся пустоту повидлом, смешанным с изюмом. Посыпать сахаром с корицей и запечь в смазанной маслом форме или на сковороде в нежаркой духовке. Юбилейны...
Читать далее »

Выпечка. Часть 5

Чайный пирог 500 г пшеничной муки, 200 мл молока, 50 г дрожжей, 100 г сливочного масла, 100 г сахара, 2 желтка, 5 г соли. Для ореховой массы: 100 г орехов, 120 г сахара, 75 г сливочного масла, 25 мл воды. Для заварного крема: 200 мл молока, 75 г сахара, 2 яйца, 25 г пшеничной муки, 150 г сливочного масла, ванильный сахар. Опарное тес...
Читать далее »