Рубрики
  • Нет рубрик
Социальные сети
Последние записи
  • В.П.Верещагин.Державные правители России.
  • Славянская мифология. ЗНИЧ .

  • Это цитата сообщения Stephanya Оригинальное сообщениеНастасья Микулична

    Настасья Микулична - русская былинная богатырша, поляница, дочь великого богатыря-пахаря Микулы Селяниновича и жена Добрыни Никитича. (У Микулы Селяниновича были три дочери, все могучие поляницы – Василиса, Мария и Настасья Микуличны.

    Вячеслав Люлько

    Настасья была настолько сильна и могуча, что без труда одолела в единоборстве былинного богатыря Добрыню Никитича. Поединок их протекал весьма своеобразно. Доблестный Добрыня решил "поединоборствовать" в чистом поле с поляницей на свой лад: он подъехал к ней сзади и ударил я ёе два раза что есть мочи палицей по голове. Но Микулична и не взглянула на наглеца и даже не почувствовала удара.

    Удивился тогда Добрыня: "Неужели растерял я всю свою прежнюю силу?" Ударил в крепкий дуб - раскололся дуб на щепки. Ударил Добрыня Настасью еще сильнее.

    Оглянулась на него богатырша и говорит: "Я-то думала, комарики покусывают, Ан-то русские богатыри пощелкивают!" Схватила Добрыню за кудри и засунула в мешок.

    Но ее добрый конь не захотел везти двух богатырей. Вынула тогда Микулична Добрыню из мешка и говорит: "Если стар богатырь - голову срублю, Если млад богатырь - в полон возьму. Если мне в любовь придет - замуж пойду, Не прилюбится - в ладонь складу, другой прижму, Сделаю богатыря в овсяный блин".

    Но Добрыня ей понравился, и сказала она ему: "Как возьмешь меня, Добрыня, во замужество, Сделаешь со мною заповедь великую - Отпущу тебя, Добрыня, я по живности; Не возьмешь меня - в ладонь складу, другой прижму, Сделаю тебя в овсяный блин!"

    Вячеслав Люлько

    У великого богатыря Добрыни не было выхода и он тотчас же согласился жениться на славной полянице, поехал с нею в Киев и, спросив благословение у своей матери - честной Афимьи Александровны, принял с Настасьей по злату венцу, после чего устроил большой пир для всех богатырей, не позвав на него лишь братца меньшего - пересмешника Алешеньку Поповича.

    Вячеслав Люлько

    Но недолго довелось молодым супругам жить в счастье и согласии. Уехал Добрыня и шесть лет не давал о себе никаких вестей; все это время мать его и жена сидели вместе дома и ежедневно ожидали его возвращения. Когда же минуло шесть лет, то привез им Алеша Попович недобрую весть, что Добрыня убит и лежит непохороненным в чистом поле.

    Горевала Микулична три года, а потом выдали ее насильно за Алешу Поповича. Хватило у нее силы женить на себе Добрыню, да не хватило мужества отказать великому князю киевскому.

    Вот что об этом говорится в былине:.

    Приходил князь Владимир к Настасье Микуличне во высок терем, говорил таковы слова:

    - Ай же ты, молодая Настасья Микулична! Погибла богатырская головушка, не вернулся Добрыня из чиста полюшка. Лежит он головой во ракитов куст, ногами в Пучай-реку, ясны очи вороны повыклевали, растёт трава сквозь тело белое. Зачем тебе вдовой сидеть? Выходи за Алёшу Поповича.

    Отвечала ему Настасья Микулична:

    - Ай же ты, ласковый князь стольно-киевский! Прошёл мужской срок три года, да прошёл и женский срок три года. Выйду я замуж хоть за князя, хоть за боярина, хоть за могучего русского богатыря, да не выйду только за насмешника Алёшу Поповича.

    Осерчал тут князь Владимир, говорил таковы слова:

    - Ай же ты, Настасья Микулична! Коли сама не поёдешь, так мы силой возьмём, а коли силой не пойдёшь - постригу тебя в монахини. Будешь в келье со старицами дни доживать.

    Не хочется Настасье стариться со старицами, плачет она, горюет, а делать нечего - надо идти за Алёшу Поповича. Согласилась Настасья на уговоры княжеские, сама себя и просватала.

    А тут как раз возвращается Добрыня. Узнав, что его жена выходит замуж за Алешу Поповича, он никому не говорит о своем приезде, а одевается скоморохом, берет гусли в руки и идет в княжеский терем, где шел свадебный пир.

    Когда он вошел, то никто его не узнал, а Владимир приказал ему сесть у печки, на скоморошном месте. Добрыня так и сделал и, настроив гусли, начал петь. Пел он настолько хорошо, что Настасья Микулична припомнила, что так только играл и пел ее покойный муж, а Владимир пригласил его с печки к своему столу и позволил выбрать любое место. Тогда Добрыня сел против своей жены и просил разрешения князя поднести чару вина тому, кого сам он, Добрыня, пожалует ею. Владимир разрешил. Налив чару и опустив в нее свое обручальное кольцо, Добрыня поднес ее новобрачной и просил выпить до дна.

    Вячеслав Люлько

    Как только она увидела это обручальное кольцо, то тотчас же пала мужу в ноги и просила у него прощения:

    "Ты прости, прости меня, моя державушка,

    Во вине меня прости, во женской глупости,

    Что наказа твоего я не послушалась,

    За Алешку за Поповича замуж пошла.

    Не охотою берут меня, не честию,

    Силою берут меня, неволею".

    Говорит Добрынюшка Никитич млад:

    "Не дивуюсь разуму я женскому:

    Волос бабий долог, ум-то короток;

    Я дивуюсь братцу своему названому:

    От жива мужа жену берет;

    Я в других дивуюсь князю солнышку,

    Со княгинею его Апраксией:

    Я за них с Невежой в поле ратился,

    Все очистил им дороги прямоезжия,

    На заставе простоял двенадцать лет,

    А они мою жену законную другому сватают".

    Тогда князь Владимир с княгиней смутились, а заводчик всего этого дела, Алеша Попович, пал Добрыне в ноги и просил простить его.

    На это Добрыня сказал ему, что не может простить его, но не за то, что он хотел жениться на Настасье, а за ложную весть о его смерти, чем он доставил много горя Добрыниной матери; затем, взяв блудливого Алешу за кудри одной рукой, Добрыня ударил его несколько раз гуслями по спине.

    Вячеслав Люлько

    Тут вступился в дело старый Илья Муромец и скоро помирил обоих богатырей. Добрыня же простил жену, поцеловал ее и отправился с ней порадовать свою старую мать счастливым возвращением после долгой разлуки.

    A вот как описано в былине то историческое единоборство Добрыни с Микуличной.

    А поехал тут Добрыня по чисту полю,

    А наехал во чистом поле да ископыть,

    Ископыть да лошадиную,

    А как стульями земля да проворочена.

    И поехал тут Добрыня сын Никитьевич

    Той же ископытью лошадиною.

    Наезжает он богатыря в чистом поле:

    А сидит богатырь на добром коне,

    А сидит богатырь в платьях женских.

    Говорит Добрыня сын Никитьевич:

    "То ведь не богатырь на добром коне,

    То же поляница знать удалая,

    А кака ни тут девица либо женщина".

    И поехал тут Добрыня на богатыря,

    Ударил своей палицей булатной

    Тую поляницу в буйну голову,

    А сидит же поляница не сворохнется,

    А назад тут поляница не оглянется.

    На коне сидит Добрыня - приужахнется.

    Отъезжает прочь Добрыня от богатыря,

    А от той же поляницы от удалой:

    "Видно, смелость у Добрынюшки по-старому,

    Видно, сила у Добрыни не по-прежнему!"

    А стоит же во чистом поле да сырой дуб,

    Да в обнем он стоит да человеческий.

    Наезжает же Добрынюшка на сырой дуб,

    А попробовать да силы богатырские.

    Как ударил тут Добрынюшка во сырой дуб,

    Он расшиб же дуб да весь по ластаньям.

    На коне сидит Добрыня, приужахнется:

    "Видно, силы у Добрынюшки по-старому,

    Видно, смелость у Добрыни не по-прежнему!"

    Разъезжается Добрыня сын Никитьевич,

    На своем же тут Добрыня на добром коне

    А на ту же поляницу на удалую;

    Ударил своей палицей булатной

    Тую поляницу в буйну голову;

    На коне сидит же паляница не сворохнется,

    И назад же поляница не оглянется,

    На коне сидит Добрыня - приужахнется.

    Отъезжает прочь Добрыня от богатыря,

    А от той же поляницы от удалой.

    "Смелость у Добрынюшки по-прежнему,

    Видно, сила у Добрыни не по-старому".

    А стоит тут во чистом поле да сырой дуб,

    Он стоит да в два обнема человеческих.

    Наезжает тут Добрынюшка на сырой дуб,

    Как ударит тут Добрынюшка во сырой дуб,

    А расшиб же дуб да весь по ластиньям.

    На коне сидит Добрыня - приужахнется:

    "Видно, сила у Добрынюшки по-старому,

    Видно, смелость у Добрыни не по-прежнему!"

    А наехал тут Добрыня да во третий раз

    А на ту же поляницу на удалую,

    Ударил своей палицей булатной

    Тую поляницу в буйну голову;

    На коне сидит же поляница, сворохнулася,

    И назад лее поляница оглянулася.

    Говорит же поляница да удалая:

    "Думала же, русские комарики покусывают,

    Ажио русские богатыри пощелкивают!"

    Ухватила тут Добрыню за желты кудри,

    Сдернула Добрынюшку с коня долой,

    А спустила тут Добрыню во глубок мешок,

    А во тот мешок да тут во кожаный.

    А повез же ейный было добрый конь,

    А повез же он по чисту полю,

    Испровещается да ейный добрый конь:

    "Ай же ты, хозяюшка любимая,

    Молода Настасья дочь Никулична!

    Не могу везти да двух богатырей:

    Силою богатырь супротив тебя,

    Смелостью богатырь да вдвоем тебя!"

    Молода Настасья дочь Никулична

    Сдымала тут богатыря с мешка, да вон из кожанца,

    Сама ко богатырю да испроговорит:

    "Если стар богатырь - я голову срублю,

    Если млад богатырь - я в полон возьму,

    Если ровня богатырь - я замуж пойду".

    Увидала тут Добрынюшку Никитича.

    "Здравствуй, душенька Добрыня сын Никитьевич!"

    Испроговорит Добрыня сын Никитьевич:

    "Ах ты, поляница да удалая,

    Что же ты меня да нынче знаешь ли,

    Я тебя да нынче не знаю ли?"

    А бывала я во городе во Киеве,

    Я видала тя, Добрынюшку Никитича;

    А тебе же меня нынче негде знать.

    А поехала в чисто поле поляковать,

    А искать же я себе-ка супротивничка.

    Возьмешь ли, Добрыня, во замужество?

    Я спущу тебя, Добрюнюшку, во живности.

    Сделай со мной заповедь великую,

    А не сделаешь ты заповеди да великие,

    На ладонь кладу, другой сверху прижму,

    Сделаю тебя да в овсяный блин!"

    "Ах ты, молода Настасья дочь Никулична!

    Ты спусти меня во живности,

    Сделаю я заповедь великую,

    Я приму с тобой, Настасья, по злату венцу!"

    Сделали тут заповедь великую,

    И поехали ко городу ко Киеву,

    Да ко ласковому князю ко Владимиру,

    Ко своей было ко родителю ко матушке,

    А к честной вдове Афимье Александровне.

    Приняли они да по злату венцу.

    Тут за три дня было пированьице

    Про молода Добрыню про Никитича.

    Тут век про Добрыню старину скажут -

    Синему морю на тишину,

    Вам всем, добрым людям, на послушанье.

    В Васнецов

    Константин Васильев. Микулична

    ******

    Художник Николай Рерих посвятил Настасье Микуличне дидактическую картину, в которой попытался сочетать богатырский дух и женское начало. Картина написана в 1943 году, в самом разгаре войны. Замысел Рериха таков: мощные фигуры женщины и коня изображены на фоне пылающей зари Нового Мира...

    Н.К. Рерих Настасья Микулична. 1943

    Эта картина - одно из замечательных полотен художника. Его надо смотреть издалека, и тогда красоты оживают и начинают сиять и светиться. И кажется, что это не просто картина, а великое будущее нашей Родины, запечатленное на полотне. Ведь оно написано в 1943г., когда гитлеровские орды, оснащенные продукцией техники всей Европы, еще угрожали нашей стране и война была в самом разгаре. И в это трудное время Рерих уже предвидел победу над врагом. Настасья Микулична - это символ непобедимой мощи нашей великой Родины.

    Мощная фигура женщины, мощный конь на фоне пылающей зари Нового Мира, когда Родина, отразив всех врагов, выходит как победительница на мировую авансцену. Заря Нового Мира, освобождающегося от темного наследия прошлого, от войн, крови, насилий, колониального рабства и всех видов угнетения и порабощения человека, победно горит над планетой. И ведущей весь мир за собою является Россия, воплощенная в образе могучей фигуры Настасьи Микуличны, на крепком и сильном коне. Она в доспехе, но не вооружена, она не бряцает оружием, она никому не угрожает. Она несёт Миру мир и в длане её - поддерживаемые ею фигурки людей, словно символ малых народов или всего человечества в целом, на охрану мира, счастья и интересов которого мощно выходит Она в пылающих красках зари Нового Мира.

    Она еще в броне и доспехе, чтобы предательская вражья рука не могла нанести внезапно удар из-за спины. Но такой силой уверенности и несокрушимости веет от этого образа, и конь столь твёрдо ступает вперед в это сияющее победой и счастьем будущее, что невольно возникает вопрос: каким глубоким чувством предвидения обладал Рерих, чтобы так жизненно изобразить его на полотне? Он словно видел эту победную поступь нашей Родины и её ведущую роль на мировой сцене. Да, она никому не угрожает, да, она несёт Миру мир, да, она является защитницей малых народов и всех угнетенных, да, к ней с надеждой и верой устремлены миллионы людей во всех уголках планеты, ибо духовный свет Родины зальёт весь мир.

    Конь поднимается на возвышенность, он еще на неё не ступил, а когда ступит, рассеются последние тучи мрака и Россия предстанет, вновь объединенная, во всей своей непобедимой мощи единения, утверждая мир и счастье для всех народов Земли, и полную, окончательную победу Нового Мира над старым. Таким образом, былинному образу художник придал глубочайшее духовное значение - русский дух, русское богатырство едины с Великим Женским Началом. И Женщина, вдохновляющая на подвиг, Ведущая, спасёт Россию и весь Мир. В Живой Этике сказано: "Приходит время, когда человечество обязано выявить все свои духовные силы и возможности. Женщины, опоясанные силой любви, венчанные венцом подвига, как светлый дозор, как рать непобедимая, ополчаются против тьмы и зла и придут на помощь человечеству, которое пребывает в небывалой еще опасности."

    Илья Муромец

    Ян Усмошвец

    Святогор

    Аника-воин

    Вольга Святославич

    Микула Селянинович

    Алёша Попович

    Добрыня Никитич

    Евпатий Коловрат.Часть 1.

    Евпатий Коловрат.Часть2.

    Дунай Иванович

    Михайло Иванович (Поток или Потык)

    Чурило Пленкович

    Дюк Степанович

    Садко

    Василий Буслаев.

    Соловей Будимирович

    Гаврила Алексич

    Ратмир

    Владимир Красное Солнышко

    Еруслан Лазаревич

    Кралевич Марко

    Что такое былина...

    Русские былины

    Словарь

    Змей Горыныч.Часть 1.

    Змей Горыныч и богатыри.Часть 2.

    Легенды о драконах.

    Китайский дракон

    Бова Королевич

    Меч-кладенец

    Александр Пересвет

  • В.П.Верещагин.Державные правители России.
  • Славянская мифология. ЗНИЧ .


  • Последние новости


    Блюда из теста

    Ватрушки постные Приготовить опару из 2 стаканов муки, теплой воды и дрожжей. Когда поднимется, всыпать соль, перемешать, добавить растертое с сахаром растительное масло, ароматическое масло или тертую ваниль, остальную муку и замесить тесто. Когда тесто подойдет, свернуть его в колбаску, нарезать на кусочки, раскатать из них маленькие лепешк...
    Читать далее »

    Блюда из морепродуктов

    Кальмары с красным вином Тщательно промыть и очистить кальмаров (голову выбросить, щупальца оставить). Порезать на колечки, обсушить (можно использовать абсорбирующую бумагу). На большой сковороде подогреть масло. Положить мелко нарезанный лук и натертый чеснок и жарить до мягкости. Добавить колечки кальмаров и тушить, пока они не приобретут к...
    Читать далее »

    Блюда из рыбы

    Солянка из рыбы, приготовленная на сковороде Очищенную и выпотрошенную рыбу вместе с кожей нарезать на небольшие кусочки, ошпарить и смыть с поверхности свернувшийся белок. Затем положить ее в смазанную маслом кастрюлю или казанок, добавить измельченные огурцы (без кожицы и семян), обжаренный до золотистого цвета лук, немного сливочного масла,...
    Читать далее »

    Выпечка

    Пирог с черникой Для теста: 350 г муки, 2 чайные ложки разрыхлителя (углекислый аммоний), соль на кончике ножа, 150 г свиного смальца или маргарина, несколько ложек холодной воды. Для начинки: 500 г черники, 2 столовые ложки муки, 1 стакан сахара, 2 столовые ложки сливочного масла. Муку, соль и разрыхлитель смешать с жиром, постепенн...
    Читать далее »

    Блюда из теста. Часть 2

    Блины заварные постные С вечера гречневую муку и половину пшеничной заварить 2 ½ стакана кипятка, быстро мешая, чтобы получилось густое тесто. Когда остынет, добавить еще 1 ½ стакана теплой воды и разведенные в 1/3 стакана воды дрожжи. Оставить на ночь в теплом месте. На следующий день ввести остальную муку, соль, сахар, выбить тесто лопаточкой, ч...
    Читать далее »

    Выпечка. Часть 6

    Булочки с яблочным повидлом 4 булочки, 2 стакана густого яблочного повидла, 1–2 столовые ложки изюма, сахар и корица. Срезать с булочек верхнюю часть, вынуть середину и заполнить образовавшуюся пустоту повидлом, смешанным с изюмом. Посыпать сахаром с корицей и запечь в смазанной маслом форме или на сковороде в нежаркой духовке. Юбилейны...
    Читать далее »

    Выпечка. Часть 5

    Чайный пирог 500 г пшеничной муки, 200 мл молока, 50 г дрожжей, 100 г сливочного масла, 100 г сахара, 2 желтка, 5 г соли. Для ореховой массы: 100 г орехов, 120 г сахара, 75 г сливочного масла, 25 мл воды. Для заварного крема: 200 мл молока, 75 г сахара, 2 яйца, 25 г пшеничной муки, 150 г сливочного масла, ванильный сахар. Опарное тес...
    Читать далее »