Рубрики
  • Нет рубрик
Социальные сети
Последние записи
  • В.П.Верещагин.Державные правители России.
  • Славянская мифология. ЗНИЧ .

  • Это цитата сообщения Stephanya Оригинальное сообщениеСлавянская мифология. КОНИ .


    С древнейших времен конь считался другом и вещим помощником человека. Он был одинаково детищем Белбога (стихии света) и Чернобога (стихии мрака), причем доброму богу посвящался белый конь, а злому - черный. Подобно этому и смена дня ночью представлялась воображению язычников бегом-состязанием двух коней.
    «Обгонит белый конь - день на дворе, вороная лошадка обскачет - ночь пришла!» - еще и теперь говорят в народе. «Конь вороной через прясла глядит», - можно услышать перед наступлением ночи.

    Во всех славянских сказаниях темная сила представляется выезжающей на черном коне, белая - на белом. С разделением власти над миром и всеми явлениями его бытия белые кони передаются в народном воображении богу-солнцу, богу-громовнику (сначала Перуну, потом Святовиду и, наконец, Светловиду-Ярмлс), черные же становятся собственностью Стрибога и всех буйных ветров, Стрибожьих внуков.

    Солнце, этот небесный конь, в продолжение дня обегающий небо из конца в конец и отдыхающий ночью, чтобы снова появиться на своем вековечном пути, представлялся язычнику еще и светлокудрым божеством, разъезжающим на золотой колеснице, запряженной парою светоносно-белых огненно-пламенных коней.
    Подводит их ко дворцу Солнца дева Утренняя ларя, уводит дева Вечерняя заря.
    Можно найти и целый ряд сказаний, в которых представляются в образе коня и месяц, и звезды, и ветры буйные, облетающие всю «подсолнечную подселенную» от моря до моря. Даже и тучи, заслоняющие свет солнечный, и быстролетные молнии являются иногда в том же воплощении.
    «У матушки жеребец - всему миру не сдержать!» - говорит старинная загадка о ветре.
    Громовой гул представлялся, по народным загадкам, ржанием небесных коней.

    Русские сказки упоминают о конях-вихрях, о конях-облаках; и те и другие наделяются крыльями. Постепенно из возницы пресветлого светила и олицетворения стихий конь превращается в неизменного спутника богатырей - этих ярких и образных воплощений могущества святорусского.
    Трудно представить богатыря наших былин без его доброго, верного, борзого (быстрого) коня - до того слились, сроднились эти два образа. И уж тут цветистая народная речь не скупится на эпитеты. Вспомним хотя бы описание богатырского скакуна, принадлежащего Дюку Степановичу:
    «А и конь под ним - как лютый зверь, лютый зверь конь - и бур, и космат. У коня грива на леву сторону до сырой земли. За реку он броду не спрашивает: которая река целая верста пятисотная, он и ее перескочит с берега на берег!»

    Встречаются в былинном и сказочном народном слове рассказы о могучих конях, выводимых богатырями из подземелий, где они стояли в течение целых веков прикованными к скалам. Подбегают кони, провещающие голосом человеческим, к сказочным царевичам и добрым молодцам на распутьях, сами вызываются сослужить им службу верную. И впрямь верною можно назвать эту службу: они не только увозят своего любимого хозяина от лютых ворогов, а и сами их бьют-топчут; не только переносят героя на себе за леса и горы, но и стерегут его сон, приводят его к источникам живой и мертвой воды.

    В народе до сих пор еще ходят стародавние сказания о выбитых из земли копытами богатырских коней ключах-родниках. Близ Мурома стояла даже и часовня над одним из таких источников, происхождение коего связано в народной памяти с первой богатырской поездкой Ильи Муромца.

    В кругу славянских простонародных сказаний далеко не последнее место принадлежит Коньку-Горбунку, обладающему силой перелетать во мгновение ока со своим седоком в тридевятое царство, в тридесятое государство. Появляется этот конек внезапно, отзываясь на клич:«Сивка-бурка, вещий каурка, встань передо мной, как лист перед травой!»
    Влезает Иван-дурак ему в одно ухо мужиком-вахлаком, вылезает из другого удалым добрым молодцем. Чудеса творит - всему миру на диво! - хозяин такого Конька-Горбунка добывает все, что ему ни вздумается: и Жар-птицу, и раскрасавицу Царь-девицу, - и конь ему в том верный помощник и спаситель. Поэтическое народное слово именует коня «крыльями человека».

    Ну а крестьянство тоже умеет его оценить по заслугам: «Не пахарь, не столяр, не кузнец, не плотник, а первый на селе работник!» - говорится про него. Великое множество присловий, поговорок и всевозможных прибауток о коне бытует в народе.
    Он является воплощением здоровой удали: «Ходит конь конем!» - говорят о человеке бодром, статном. Вера и надежда на него безгранична: «Счастье на коне, бессчастье под конем», «Конь не выдаст - и смерть не возьмет!».

    Множество всяких примет, связанных с этим удивительным существом, разгуливает по Руси: ржет конь - к добру, топает - к дороге, втягивает ноздрями воздух дорожный - дом близко, фыркает в пути - к доброй встрече (или к дождю). Споткнется конь при выезде со двора - лучше воротиться назад, чтобы не вышло какого-нибудь худа; распряжется дорогой - быть беде неминучей.

    Хомут, снятый с потной лошади, является у баб-знахарок лечебным средством: надеть его на болеющего лихорадкой человека - всю хворь как рукой снимет. Вода из недопитого лошадью ведра тоже может облегчать разные болезни, если умыться ею со словом наговорным. Конский череп страшен для нечистой силы. Оттого-то прежде во многих деревнях можно было видеть черепа лошадей, воткнутые на частокол вокруг дворов. Друг-слуга пахаря конь остается верным ему даже и после своей смерти!

    МУДРЫЕ КОНИ И ЗАМОРЫШЕК

    Жили-были мужик с бабой, а детей у них не было. Раз пошел мужик в лес, видит - в болоте кобыла тонет. На счастье, у него с собой был топор да веревка: нарубил он веток, намостил гать, накинул кобылице веревку на шею и начал тянуть что было сил - лошадка и вылезла на твердую землю. Хотел мужик ее к себе отвести, да она головой мотнула, веревку сбросила и говорит человеческим голосом:

    - Что спас меня, спасибо, но отслужу я не тебе, а младшему сыну твоему.

    - Да нету у меня сыновей, ни младшего, ни старшего, - печально ответил мужик.

    - Сделай, что я скажу, - потом увидишь, что после будет, - ответила кобылица и присоветовала, как поступить.

    Воротясь домой, мужик обошел все дворы, собрал с каждого по яйцу (всего сорок одно яйцо получилось) и посадил на них клушу. Прошло две недели, и из тех яиц народилось сорок крепеньких, здоровых мальчиков, а один не удался - хил да слаб. Стали счастливые родители детям имена давать - всем дали, а последнему не досталось.

    - Ну, - говорят, - зовись же ты Заморышек.

    Росли дети не по дням, а по часам, и вот пошли как-то раз сено косить. Поработали и спать легли, а наутро глядят - ни одного стога нету, только клочья по земле валяются.

    Накосили снова, назначили караульщиков, но тех в полночь сморил беспробудный сон. Тогда Заморышек пошел к кузнецу и попросил сковать ему цепь в руку толщиной да в три человеческих роста длиной. Взял Заморышек цепь и пошел вора стеречь.

    Вот полночь настала - загудела земля, закачались звезды в небесах, всколыхалось сине море, и выскочила из него чудная кобылица. Подбежала к стогам и ну сено поедать. Заморышек подкрался, накинул на нее цепь и вскочил верхом. Стала она седока мыкать, по горам, по долам носить. Нет, не в силах сбить! Остановилась и говорит:

    - Значит, ты и есть стариков младший сын? Пришла пора отслужить тебе. Подбежала к морю, гаркнула-свистнула - и явился на берег сорок один жеребец - конь коня лучше. А кобылица обратно в море ушла.

    Наутро привел Заморышек на отцов двор целый табун и говорит братьям:

    - Ну вот, кони у нас есть, теперь поехали невест себе искать.

    Благословили их отец с матерью, они и отправились. Долго по белу свету ездили, но нигде столько невест не могли найти, чтобы сразу одну свадьбу сыграть. И вот заехали аж за тридевять земель, прямиком к Бабе-Яге. А та обрадовалась:

    - Ну, наконец-то женихи приехали! У меня сорок одна дочь, уже в девках засиделись.

    Глянули братья - да так и ахнули, девки-то одна другой краше! Тут же посватались, тут же и свадьбу сыграли. Пошли спать ложиться, и тут конь Заморышка говорит ему человеческим голосом:

    - Смотри, хозяин, как ляжете с женами спать, наденьте на них свою одежду, а сами в их платья переоденьтесь. Скажите, мол, обычай у вас такой. Да сам-то ночью не спи, в оба глаза гляди. Не то все пропадем!

    Заморышек все братьям обсказал, те поступили по его воле. Ну, уснули молодые, один Заморышек не спит, в оба глаза глядит. В самую полночь Баба-Яга кричит зычным голосом:

    - Слуги мои верные! Рубите незваным гостям головы!

    Прибежали слуги и отрубили головы дочерям Бабы-Яги. Заморышек братьев разбудил, вылезли они в окошко, вскочили верхами - и понеслись прочь отсюда.

    А Баба-Яга глянула утром - и увидала своих дочерей мертвыми. Схватила она свое помело, забралась в ступу - и полетела по небу, клацая зубами: кого поймает - всех до смерти заест!

    И вот уже нагоняет братьев. Тогда конь Заморышка, который последним скакал, топнул копытом - сделалось позади него море такое большое, что глазом не объять. Летела Баба-Яга через море, летела, наконец устала - да и назад вернулась. А добрые молодцы на своих волшебных конях воротились домой, к отцу с матерью.

    А. ПУШКИН. КОНЬ

    «Что ты ржешь, мой конь ретивый,
    Что ты шею опустил,
    Не потряхиваешь гривой,
    Не грызешь своих удил?
    Али я тебя не холю?
    Али ешь овса не вволю?
    Али сбруя не красна?
    Аль поводья не шелковы,
    He серебряны подковы,
    Не злачены стремена?»
    Отвечает конь печальный:
    «Оттого я присмирел,
    Что я слышу топот дальний,
    Трубный звук и пенье стрел;

    Оттого я ржу, что в поле
    УЖ не долго мне гулять,
    Проживать в красе и холе,
    Светлой сбруей щеголять;
    Что уж скоро враг суровый
    Сбрую всю мою возьмет
    И серебряны подковы
    С легких ног моих сдерет;
    Оттого мой дух и ноет,
    Что наместо чепрака
    Кожей он твоей покроет
    Мне вспотевшие бока».

    ***

    Конь

    Конь - Зверь Дажьбогов


    Ольга Нагорная

    Конь (комонь, клюся, тарпан) – одно из самых почитаемых у славян животных. Белые и рыжие кони считались посланниками тепла и солнечного света, всякого блага. Славяне верили, что солнечный диск несет по небесному своду колесница, влекомая тремя конями. В пословицах и поговорках нашли отражение терпение, выносливость и неумеренный аппетит лошадей. Изображения коньков охраняли жилища славян от вредных духов и враждебных навий. В виде чудесных коней представлялись все значительные явления природы – ветра, облака и грозовые тучи, быстрый проблеск молнии.

    Например, Утренняя Заря (Денница) ведет по узды сияющих белых коней (рассветные облака), отгоняя всех вредоносных созданий огненными стрелами (лучами восходящего солнца). Днем кони становятся красными (рыжими), к вечеру – сивыми (темно-серыми) и Вечерняя Зоря уводит их с небосвода. Ночь же – это вороной (черный) конь. В это время солнечный диск Хорс освещает подземный мир. Звезды и созвездия тоже сравнивали с конями, а Млечный Путь с молоком небесной кобылицы. Примечательна связь коней с росой – целебной водой с сильными магическими свойствами. С появлением Солнца роса исчезает, ее выпивают небесные кони.

    Кони сравнивались с быстрокрылыми птицами, воплощением всего динамического, буйного, неспокойного и вместе с тем мудрого. Природная мощь коня трудноукротима, поддается только сильному и уверенному седоку. Усмирить дикого коня на метафорическом языке означает приручить саму природу, заставить отдать часть своих безграничных возможностей. У многих народов подобное испытание входило в обряд инициации, который должен пройти каждый мужчина.

    Всадник на коне – символ многогранный. Он несет с собой стремительные перемены, часто ведущие к гибели и разрушению. Если светлый конь олицетворяет собой радость солнечного света, то конь черный несет на своей спине саму Смерть. С далекого степного юга приходили орды кочевников, и топот лошадиных копыт нес с собой дурные вести. С тех пор вороной огнедышащий конь – это образ всякой беды, демон, служащий темной силе. Вещий Олег погиб от укуса змеи, выползшей из черепа любимого коня князя.

    На конях любят разъезжать домовые и прочие дворовые духи. Любимцев своих они ласкают и прихорашивают, а если захотят досадить хозяину – то и укатать до смерти. Священные кони были у каждого крупного ведического святилища. С конями связано множество пословиц и примет. Атрибуты лошадиной упряжи, подковы, колокольчики, конские черепа – все это считалось могущественными оберегами, защитой от бед, залогом удачи и благополучия.

    Время коня – конец весны. Цвета – белый, рыжий, сивый, вороной

    Пословицы и приметы:

    - Конь споткнулась на пороге – к беде
    - Конь воина нюхает – к гибели
    - Больной бредит о конях – скоро умрет
    - Ржание коня – к добру, но при расставании – к долгой разлуке
    - Не в коня корм
    - Царство без грозы, как конь без узды
    - Счастье на коне, безсчастье под конем
    - Свинья коню рылом и по хвост не вышла
    - Дареному коню в зубы не смотрят
    - Кто в кони пошел – тому и воду везти


    Paul van Ginkel


    Paul van Ginkel


    Paul van Ginkel


    Paul van Ginkel

    тут

    ***

    Славянская мифология.

    Боги
    Бог Сварог
    Бог Перун
    Белбог
    Чернобог.
    Карачун.
    Лель
    Бог Род.
    Даждьбог
    Ярило
    Велес
    Световид
    Коляда
    Авсень
    Бог Крышень
    Стрибог
    Радегаст
    Бог Семаргл
    Бог Триглав
    Великий Хорс
    Бог-кентавр Китоврас.
    Бог Святобор
    Иван Купала
    Числобог
    Доброгост
    Догода
    Позвизд

    Богини
    Богиня Лада
    Перуница
    Берегиня
    Макошь
    Богиня Морена
    Богиня Девана
    Доля и Недоля
    Богиня Жива
    Богиня Кострома
    Золотая Баба.

    Нечисть
    Банник
    Аспид.

    Русские сказания
    Перунов цвет
    Алатырь-камень
    Велесова книга .
    Славянская сага.
    Легкокрылая ладья
    Мать Сыра Земля.
    Арысь-поле .
    Алконост
    Боян ( Баян )
    Времена года.

    Домовой
    Плач домовых.
    Добрыня и Змей
    Лебединая дева
    Финист - Ясный Сокол.
    Полёт вокруг Земли.
    Градивник
    Баба Яга
    Брачный обряд.
    Кикимора
    Боголесье
    Вий
    Беловодье
    Див
    Лесные духи
    Деревья
    Колдун
    Дивьи люди
    Яровит
    Мировое древо.
    Именины домового
    ВАЗИЛА
    Анчутка
    Болотники и Болотницы
    Бабай
    Аука
    Овинник
    Кот Баюн
    Волкодлак
    Леший
    Сон и сонное царство.
    Ночница
    Ночь
    Лихо одноглазое
    Зима
    Великаны
    Бродницы
    Волхвы
    Колыбельная
    Дева снегов
    ВОЛХ ВСЕСЛАВИЧ
    ВОДЯНИЦА.
    ЧУР
    ИНДРИК-ЗВЕРЬ.
    Чёрт
    БОЛИ-БОШКА
    ИРИЙ-САД
    РАЗРЫВ-ТРАВА.
    Звёзды
    Радуницы.
    Стратим-птица
    Солнце
    ШУЛИКУНЫ.
    Чудинко
    Жертвоприношение.
    Белый волк
    Правнуки Сварога
    Колокольный ман
    ПРОКЛЯТЫЕ МЕСТА.
    ДЫЙ
    ДЕНЬ И НОЧЬ.
    КЛЯТВЫ ДРЕВНИХ
    Триглава
    Чума
    Зима
    Громовые стрелы Перуна
    ДОДОЛА
    Живая и мёртвая вода.
    ЗАРЯ
    Карна и Желя
    Радуга
    Морской царь
    ДОМОВОГО ЖЕНА И ДИТЯ
    Душа
    Круг
    Царица Вода
    Водяной.
    Озем и Сумерла
    Смерть
    Волшебные помощники
    Зеркалица
    БОЖИЙ СУД
    ЧУДЕСНЫЕ ЯВЛЕНИЯ
    Русалки.
    СИРИН
    ЧЕСНОК-ТРАВА
    Чернокнижник
    ШИШ
    Шутовка
    Лембой
    Ветер
    Зеркало
    ЗНИЧ
    УПЫРИ И УПЫРИЦЫ .
    Нечистики
    Елена Прекрасная
    ЖАР-ПТИЦА
    Шумска Майска - хозяйка леса
    ПОЛЕВИК
    О смерти и погребении .
    Ребёнок
    БЕЛУН
    БЕСЫ
    БЕЛАЯ ЗМЕЯ
    Амбарник
    КОЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ
    ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ
    МОРОВАЯ ДЕВА
    Заговоры

    Словарь старинных слов и имён

    Животные в мифологии
    Аист
    УЖ - змеиный царь
    Лягушки
    Волк
    Заяц
    Ворон
    Медведь
    Собака
    Петух
    Ласточка
    ЛИСА
    Воробей
    ОРЁЛ
    Кукушка
    ОЛЕНЬ

  • В.П.Верещагин.Державные правители России.
  • Славянская мифология. ЗНИЧ .


  • Последние новости


    Блюда из теста

    Ватрушки постные Приготовить опару из 2 стаканов муки, теплой воды и дрожжей. Когда поднимется, всыпать соль, перемешать, добавить растертое с сахаром растительное масло, ароматическое масло или тертую ваниль, остальную муку и замесить тесто. Когда тесто подойдет, свернуть его в колбаску, нарезать на кусочки, раскатать из них маленькие лепешк...
    Читать далее »

    Блюда из морепродуктов

    Кальмары с красным вином Тщательно промыть и очистить кальмаров (голову выбросить, щупальца оставить). Порезать на колечки, обсушить (можно использовать абсорбирующую бумагу). На большой сковороде подогреть масло. Положить мелко нарезанный лук и натертый чеснок и жарить до мягкости. Добавить колечки кальмаров и тушить, пока они не приобретут к...
    Читать далее »

    Блюда из рыбы

    Солянка из рыбы, приготовленная на сковороде Очищенную и выпотрошенную рыбу вместе с кожей нарезать на небольшие кусочки, ошпарить и смыть с поверхности свернувшийся белок. Затем положить ее в смазанную маслом кастрюлю или казанок, добавить измельченные огурцы (без кожицы и семян), обжаренный до золотистого цвета лук, немного сливочного масла,...
    Читать далее »

    Выпечка

    Пирог с черникой Для теста: 350 г муки, 2 чайные ложки разрыхлителя (углекислый аммоний), соль на кончике ножа, 150 г свиного смальца или маргарина, несколько ложек холодной воды. Для начинки: 500 г черники, 2 столовые ложки муки, 1 стакан сахара, 2 столовые ложки сливочного масла. Муку, соль и разрыхлитель смешать с жиром, постепенн...
    Читать далее »

    Блюда из теста. Часть 2

    Блины заварные постные С вечера гречневую муку и половину пшеничной заварить 2 ½ стакана кипятка, быстро мешая, чтобы получилось густое тесто. Когда остынет, добавить еще 1 ½ стакана теплой воды и разведенные в 1/3 стакана воды дрожжи. Оставить на ночь в теплом месте. На следующий день ввести остальную муку, соль, сахар, выбить тесто лопаточкой, ч...
    Читать далее »

    Выпечка. Часть 6

    Булочки с яблочным повидлом 4 булочки, 2 стакана густого яблочного повидла, 1–2 столовые ложки изюма, сахар и корица. Срезать с булочек верхнюю часть, вынуть середину и заполнить образовавшуюся пустоту повидлом, смешанным с изюмом. Посыпать сахаром с корицей и запечь в смазанной маслом форме или на сковороде в нежаркой духовке. Юбилейны...
    Читать далее »

    Выпечка. Часть 5

    Чайный пирог 500 г пшеничной муки, 200 мл молока, 50 г дрожжей, 100 г сливочного масла, 100 г сахара, 2 желтка, 5 г соли. Для ореховой массы: 100 г орехов, 120 г сахара, 75 г сливочного масла, 25 мл воды. Для заварного крема: 200 мл молока, 75 г сахара, 2 яйца, 25 г пшеничной муки, 150 г сливочного масла, ванильный сахар. Опарное тес...
    Читать далее »