ГАЗ-3937«Водник» - высокомобильный колесный армейский автомобиль многоцелевого назначения , полностью бронированный, двухосный с колесной формулой 4х4, с несущим, открытым корпусом модульного типа. Автомобиль предназначен для перевозки личного состава, буксирования прицепных устройств по всем видам дорог и местности, а также монтажа вооружения и военной техники.
Разработан в ОКБ ОАО «ГАЗ». Изготавливается на Арзамасском машиностроительном заводе с 1997 года. Далеким прародителем ГАЗ-3937 «Водник» считается плавающий автомобиль под индексом НАМИ-0281, проектирование которого было начато еще в 1985-м году. Но данный автомобиль имел совершенно другую компоновку. По распространенному заблуждению ГАЗ-3937«Водник» (исходя из названия) считается плавающим. Тем не менее, не имеет средств для передвижения в водной среде - гребного винта, водомета или перемалываемых траков. Максимальная глубина преодолеваемой водной преграды (брод) - не более 1,2 м. Длина автомобиля - 4,7 м, колесная база - 3 м, радиус поворота - 10,5 м. Рассчитан на эксплуатацию при температуре окружающего воздуха от минус 45°С до плюс 50°С; относительной влажности воздуха до 98% при температуре при этом плюс 25°С; скорости ветра до 30 м/с; в условиях высокогорной местности с высотой над уровнем моря до 4500 м и с возможностью преодоления перевалов высотой до 4650 м.
За основу шасси взят несущий корпус, что придает машине свойства водоходности, защищает трансмиссию от воздействия грунта, грязи и воды при передвижении по пересеченной местности, а экипаж - от поражения при подрыве на противопехотных минах. Ходовая часть и подвеска ГАЗ-3937 - от бронетранспортера. Дорожный просвет, равный 500 мм, обеспечивают разрезные мосты и колесные редукторы. В трансмиссии широко использованы детали автомобилей ГАЗ (ГАЗ-4301 и др.). Высокую динамику обеспечивает дизель, который дает удельную мощность не менее 22 кВт/т (30 л. с./т).
Автомобиль построен по модульной схеме. Сварной корпус включает в себя два съемных модуля.
Передний модуль состоит из силового отделения и отделения управления, разделенных герметичной перегородкой. Модуль для ГАЗ-3937: двухместный, сиденье командира расположено за сиденьем водителя, для посадки и высадки предусмотрены двухстворчатые люки. Сиденье водителя имеет регулировку по высоте и в продольном направлении, сиденье командира - только по высоте. Модуль для ГАЗ-39371: трехместный, с размещением сидений водителя и командира в ряд по автомобильному и сиденья радиста за водителем, для посадки и высадки водителя и командира предусмотрены двери, для радиста - люк. Сиденье водителя имеет регулировку по высоте и в продольном направлении, сиденья командира и радиста - только по высоте.
Задний модуль представляет собой полезный объем автомобиля, который может быть использован для транспортировки людей и грузов, монтажа специального оборудования и мобильных установок. Задний модуль благодаря быстросъемному соединению может быть заменен в полевых условиях. Задний модуль, предназначенный для перевозки людей, оборудован сиденьями для перевозки 8 человек, причем конструкция сидений обеспечивает возможность их установки в модуле спиной к спине или лицом к лицу. Модуль оборудован шестью дверями для посадки и высадки (по две справа, слева и сзади), открывающимися вверх и удерживаемыми в открытом положении газовыми амортизаторами. Кроме базового заднего модуля разработаны еще несколько вариантов модулей для перевозки людей (в том числе бронированные), хозяйственный модуль, который может также служить в качестве полевого жилья.
ГАЗ-3937 «Водник» изначально разрабатывался как армейский автомобиль многоцелевого назначения, но в войсках популярности не получил.
Технические характеристики ГАЗ-3973
Характеристики
ГАЗ-3937
ГАЗ-39371
Длина по корпусу, мм
5380
5740
Ширина по корпусу, мм
2600
Макимальная высота, мм
2560
Клиренс, мм
475
Колесная база, мм
3000
Колея передних и задних колес, мм
2230
Снаряженная масса шасси автомобиля, кг
4200
4300
Снаряженная масса многоцелевого автомобиля (без заднего модуля), кг
4500
5100
Снаряженная масса автомобиля для перевозки личного состава, кг
5100
5800
Полная масса, кг
6600
7050
Экипаж, чел
10
11
Полная масса буксируемого прицепа, кг
2500
Максимальная скорость, км/ч
110
Расход топлива при полной массе автомобиля, л/100 км
15,4
Запас хода, км
1000
Радиус поворота, м
10
Макс. подъем, преодолеваемый автомобилем (полной массой), град
30
Угол поперечной статической устойчивости (полной массой), град
45
Максимальная глубина преодолеваемого брода, м
1,2
Двигатель
рядный, 4-х цилиндровый дизель ЯМЗ-460 с турбонаддувом
рядный, 5-ти цилиндровый дизель HINO-J07C
Рабочий объем, л
3,988
6,634
Мощность двигателя, л.с. (кВт)/об/мин
160 (118)/2400
165 (121)/2900
Крутящий момент, Нм/об/мин
588/1200-1600
451/1500
Коробка передач
5-ступенчатая с пятью передачами вперед и одной назад
Раздаточная коробка
механическая, двухступенчатая, с прямой и повышающей передачей, с валом отбора мощности
Колесные редукторы
одноступенчатые, с косозубыми цилиндрическими шестернями
Шины
пневматические, размером 13.00-18" модели К-58 в сборе с колесом 9.00-18" или боестойкие шины размером 13.00-18" модели И-К2.2 с колесом размером 10.00-18". Система регулирования давления воздуха в шинах - централизованная, управляется из кабины
Рулевое управление
Рулевой привод механический с гидравлическим усилителем, для ГАЗ-3937 - с одним рабочим цилиндром, для ГАЗ-39371 - с двумя
Тормозные системы
Рабочая тормозная система пневмогидравлическая, двухконтурная с раздельным торможением осей. Стояночная тормозная система - трансмиссионная с механическим приводом
Ватрушки постные
Приготовить опару из 2 стаканов муки, теплой воды и дрожжей. Когда поднимется, всыпать соль, перемешать, добавить растертое с сахаром растительное масло, ароматическое масло или тертую ваниль, остальную муку и замесить тесто.
Когда тесто подойдет, свернуть его в колбаску, нарезать на кусочки, раскатать из них маленькие лепешк... Читать далее »
Кальмары с красным вином
Тщательно промыть и очистить кальмаров (голову выбросить, щупальца оставить). Порезать на колечки, обсушить (можно использовать абсорбирующую бумагу).
На большой сковороде подогреть масло. Положить мелко нарезанный лук и натертый чеснок и жарить до мягкости. Добавить колечки кальмаров и тушить, пока они не приобретут к... Читать далее »
Солянка из рыбы, приготовленная на сковороде
Очищенную и выпотрошенную рыбу вместе с кожей нарезать на небольшие кусочки, ошпарить и смыть с поверхности свернувшийся белок.
Затем положить ее в смазанную маслом кастрюлю или казанок, добавить измельченные огурцы (без кожицы и семян), обжаренный до золотистого цвета лук, немного сливочного масла,... Читать далее »
Пирог с черникой
Для теста: 350 г муки, 2 чайные ложки разрыхлителя (углекислый аммоний), соль на кончике ножа, 150 г свиного смальца или маргарина, несколько ложек холодной воды.
Для начинки: 500 г черники, 2 столовые ложки муки, 1 стакан сахара, 2 столовые ложки сливочного масла.
Муку, соль и разрыхлитель смешать с жиром, постепенн... Читать далее »
Блины заварные постные
С вечера гречневую муку и половину пшеничной заварить 2 ½ стакана кипятка, быстро мешая, чтобы получилось густое тесто.
Когда остынет, добавить еще 1 ½ стакана теплой воды и разведенные в 1/3 стакана воды дрожжи. Оставить на ночь в теплом месте.
На следующий день ввести остальную муку, соль, сахар, выбить тесто лопаточкой, ч... Читать далее »
Булочки с яблочным повидлом
4 булочки, 2 стакана густого яблочного повидла, 1–2 столовые ложки изюма, сахар и корица.
Срезать с булочек верхнюю часть, вынуть середину и заполнить образовавшуюся пустоту повидлом, смешанным с изюмом. Посыпать сахаром с корицей и запечь в смазанной маслом форме или на сковороде в нежаркой духовке.
Юбилейны... Читать далее »
Чайный пирог
500 г пшеничной муки, 200 мл молока, 50 г дрожжей, 100 г сливочного масла, 100 г сахара, 2 желтка, 5 г соли.
Для ореховой массы: 100 г орехов, 120 г сахара, 75 г сливочного масла, 25 мл воды.
Для заварного крема: 200 мл молока, 75 г сахара, 2 яйца, 25 г пшеничной муки, 150 г сливочного масла, ванильный сахар.
Опарное тес... Читать далее »