Поиск:
Найти
По разделам:

Лечение глаз



Найдите свой магазин

Интернет-магазины

Мысленное представление и воспоминание

По существу, главным органом зрения является мозг, а не глаза. Поначалу это утверждение может показаться не более чем поэтической метафорой. Однако первое впечатление зачастую бывает обманчивым. Ведь именно мозг занимается интерпретацией изображения на сетчатке глаза, и нате представление о размере, цвете, форме и положении предмета зависит от этого толкования. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить о тех пресловутых оптических эффектах, которые возникают у нетрезвого человека. Можно привести и другой пример. Фигура человека, стоящего на крыше высотного дома, представляется нам миниатюрной, между тем как альпинисты, привыкшие к высоте, могут различить даже детали его одежды. Это объясняется тем, что память и воображение помогают обладателю хорошего зрения получить более полное представление об увиденном. И наоборот: если имеется дефект зрения, то наряду с ним зачастую можно обнаружить незначительные нарушения памяти. Таким образом, несовершенство памяти создает дополнительные препятствия на пути нормального зрения, искажая и без того далекое от идеала изображение на сетчатке глаза.

Два человека, обладающие равно хорошим зрением, получают различные представления об одном и том же объекте, который они рассматривают в одинаковых условиях. Потому что интерпретация изображения на сетчатке зависит от индивидуальных особенностей, а двух совершенно одинаковых людей, как известно, не найти. Так что философы, которые пытались доказать первичность материи, указывая на то, что в зрачках двух разных людей, стоящих перед дубом, отражается один и тот же дуб, явно опростоволосились. То, что отражается на поверхности глаза, не тождественно тому, что мы видим. Прибавим к индивидуальным особенностям психики различные аномалии рефракции, которые сопровождают близорукость, дальнозоркость, астигматизм, косоглазие и другие дефекты зрения, и мы получим еще более искаженное изображение. Иными словами, если расфокусированы глаза, то же самое происходит и с психикой.

Воссоздание мысленного образа того или иного предмета напрямую зависит от памяти. Едва ли можно представить, как выглядит закат солнца, если никогда не видел его воочию. Но память зачастую подводит нас, и происходит это нередко из-за умственного напряжения'. Любой человек, которому случалось забывать хорошо знакомое ему имя или название, наверняка замечал любопытный парадокс: чем больше напрягаешься, чтобы вспомнить заветное слово, тем быстрее ускользает оно в глубины подсознания. Кажется, что оно совсем близко, вертится на языке, но поймать его никак не удается, а если и ухватишь его, то оно сумеет вывернуться, отбросив, словно ящерица свой юркий хвост, пару бесполезных букв. Однако стоит успокоиться и позабыть о недавних раздумьях, как оно тут же припоминается. То же самое происходит и со зрительными образами. Напряженная психика не способна на формирование мысленного образа, пригодного для нормального зрения. Трудно вообразить человека, который мечтает через силу. Учитывая то обстоятельство, что память, способность к формированию мысленного образа и зрение тесно взаимосвязаны, можно сделать вывод, что несовершенство одного элемента влечет за собой искажение или утрату другого.

Исходным звеном этой цепи является, конечно, память, или воспоминание. Поэтому для восстановления целостности всей системы необходимо прежде всего заняться тренировкой памяти, точнее говоря, зрительной памяти. В первую очередь следует отметить, что любое приятное воспоминание успокаивает психику и позволяет ей расслабиться. В ходе тренировки зрительной памяти закройте глаза, прикройте их ладонями и попытайтесь вспомнить, как выглядит та или иная буква, набранная мелким шрифтом. Когда вы научитесь с предельной ясностью восстанавливать в памяти облик различных объектов небольшого размера, попробуйте выполнить, данное упражнение в той же последовательности, но уже с открытыми глазами. Если вы сумели вспомнить, как выглядит буква, то она предстанет перед вами в таком виде, словно вы действительно ее разглядываете. У вас возникнет совершенно естественное ощущение, что буква слегка колышется перед вашим внутренним взором.

В том случае, если буква представляется вам абсолютно неподвижной, вы можете сознательно переводить свой воображаемый взгляд с одного края буквы на другой. При правильном выполнении этой процедуры вы заметите, что буква начинает двигаться в противоположном направлении. Благодаря такому ухищрению можно сохранять в памяти зрительный образ того или иного объекта довольно долго.

Выполняя это упражнение, вы закрепляете в памяти внешний облик тех объектов, которые вам бывает нелегко разглядеть, и таким образом преодолеваете психологический барьер, постоянно встающий на пути вашего зрения.

Второе упражнение предназначено для закрепления навыка формирования точного мысленного образа. Когда вы представляете букву, изображенную на проверочной таблице, вы на самом деле видите ее, поскольку в процессе мысленного представления задействованы те же самые зрительные центры, что и в процессе зрения.

Итак, откройте проверочную таблицу и взгляните на самую большую букву. Вы наверняка заметили, что определенный фрагмент буквы кажется вам темнее и ярче, чем остальные ее части. Если же прикрыть ладонью большую часть буквы, то зона максимальной яркости значительно сократится. Прикройте большую букву таким образом, чтобы видимая ее часть, которая представляется вам наиболее яркой и отчетливой, была такого же размера, как одна из букв, изображенных на нижних строках проверочной таблицы. Затем взгляните на мелкую букву и представьте, что она заменила собой наиболее отчетливый фрагмент большой буквы и чернеет гораздо ярче, чем самая крупная буква на таблице. Как только вам удастся проделать эту непростую мысленную операцию, вы сразу сможете различить буквы на нижней строке проверочной таблицы.

Представьте, что у вас под рукой есть большой лист бумаги и карандаш. Мысленно изобразите в верхнем углу листа небольшой квадрат, а рядом с ним — ромб. Затем попытайтесь вообразить, что ваш карандаш набрасывает на листе по горизонтали и по верти-кали очертания двух прямоугольников. Попробуйте изобразить таким же образом несколько треугольников в разных положениях. Затем нарисуйте окружность. Не забывайте, что рисует ваше воображение, а не рука. Теперь можно составить различные комбинации из нарисованных фигур. Впишите кружок в квадрат, поставьте полученную фигуру на вершину треугольника или поместите ее вовнутрь прямоугольника. Попытайтесь представить, что кружок перекатывается внутри прямоугольника, отталкиваясь, словно мячик, от его боковых линий. Это упражнение следует сочетать с пальмингом.

Объявления




Можно ли делать коррекцию зрения женщинам до рождения ребенка?
Голосовать