Рубрики
  • Нет рубрик
Социальные сети
Последние записи
  • всё меняется
  • Дикие голуби в расщелинах скал
  • домашняя работа. 19 октября
  • МАТБУХА
  • Без заголовка 1726

  • Я довольно много занимался и занимаюсь уфимскими людьми, теми, кто  работал и работает в искусстве. Так вот - после  1917-го  года Уфа так основательно была очищена от всех мало-мальски образованных людей, что их  фамилии практически больше не встречаются в сегодняшней жизни. И все же есть редкие люди, предки которых как-то ухитрились выжить. Одна из них - уфимка в пятом поколении, режиссер студенческого театра УГАТУ «Мастерская театральных миниатюр имени меня» Екатерина Темнова.

     

    - Екатерина Владиславовна, в первый раз вижу уфимку в пятом поколении, честное слово  

     

    - У нас дома есть куча фотографий, в том числе работы знаменитого уфимского фотографа Волкова. По датам на них можно понять, что предки мои жили в Уфе с конца девятнадцатого века. Сохранился и прабабушкин дневник. Записи в нем семейного характера - кто что сделал, куда пошли, что купили, с кем встречались.

    Любопытно, что все детские фото сделаны во время болезни боялись, что не выживут, вот и фотографировали. Так иногда и выходило,  например, старшая дочь бабушки умерла в младенческом возрасте. Остальные, слава Богу,  остались живы. Иначе мы бы с вами не разговаривали. 

     

    - Кто же они, раз у них были средства фотографироваться?

     

    -В основном предки были купцы и мещане. Прадед занимался торговлей, звали его Павел Темнов. Отчества его мы не знаем, потому что прабабка с ним развелась - он пил и гулял.

    Тогда мораль была другая, после развода ни у нее, ни у их сына Сергея никаких взаимоотношений с отцом уже не было. Семейная легенда гласит, что через много лет прабабка увидела его - прадед просил милостыню у церкви. Она привела его домой, накормила, но обратно не приняла. Она была суровая женщина. Ее  фотография у нас тоже есть.

    Прабабка работала белошвейкой - шила постельное белье. Кстати, белошвейки, в отличие от портних, имели право входить с парадного входа. Их уважали.

    Она работала, подняла сына- это мой дед. Он начинал с кликуши так называли зазывал, которые стояли возле магазина и приглашали прохожих в магазин. Постепенно он дорос до приказчика. Женился он на Марии - моей бабке. Она была мещанка.

    Мещане - это и были городские жители. У них был доход с огорода, где-то они работали в городских организациях, это называется служили, занимались мелкой торговлей.

    Кстати,  когда в Уфе было много этих частных домовой, то жители  сами собой выходили прибираться возле дома и в округе. Их никто не заставлял. Так что ленинский субботник появился задолго до Ленина. Это древняя традиция. Хорошо, что она сохраняется.

    Кстати, и купцы играли важную роль в городе. Так, первый общественный сад в Уфе был заложен купцом. Правда, его ( я сад имею в виду) быстро съели козы. Но нет худа без добра, после этого появился указ- запретить вольный выпас в городе.

     

    - Интересно узнать ваше мнение, каков он, уфимский дух? Что в нем главное?

     

    - Уфимский дух- это инертность, неторопливость, низкая энергетика. Не знаю, как тут повлиял наш климат, но что есть, то есть. Уфимцев очень сложно собрать, сорганизовать на какое-то дело. Здесь настолько стабильный регион, что никогда ничего не происходит. Видимо, дело в том, что здесь никогда не было каких-то крупных политических событий. Только сейчас республика  стала лакомым кусочком, сюда стали приезжать инвесторы. А раньше к нам никто ниоткуда не приезжал.

    Говорят же- в Багдаде все спокойно. Тоже можно сказать и про Уфу. Революции здесь не будет. Единственное, что возбудило активность,  это фенольная катастрофа. Тогда люди объединились, было какое-то улучшение.

    Но ведь до сих пор это не признано катастрофой со стороны федеральных властей, никакой помощи от центра мы так и не получили.

     

    И правда - у нас миллионный город, а внимания  со стороны центра явно не хватает.

     

    А в Уфе не чувствуешь себя как в миллионном городе. Вот в Самаре и Екатеринбурге- чувствуешь, а у нас нет. Там и здания повыше, даже остановки транспорта у них дальше друг от друга. А у нас никто не страдает гигантоманией- высоток мало, нам уютно и так. Даже проспект Октября, который самый длинный в Европе, и то не кажется нам длинным.

    Это и есть мещанская психология, как кок говорится куда нашему дитяти волк съисты&raquo. Уфимцы, чтобы их признали в Уфе, должны сперва прославиться в России. Ну и правда- как поверить, что  рядом с тобой живет гений?

     

    - И как же с этим бороться? С такой психологией?

     

    - Не знаю, может быть, поставить памятники великим уфимцам. Их же у нас много,  а памятников им мало. Или к примеру взять парк имени Калинина. Он должен стать семейным парком - чтобы там стояли памятник матери, отца, ребенка. Нам вообще нужен свой национальный проект в области культуры, чтобы поднять самосознание людей, уважение к своей культуре. Сегодня интеллигенция мало влияет на жизнь города, а это неправильно. Она может показать такие вещи, что развитие у нас пойдет вперед семимильными шагами.

    А пока у нас мало культурных событий. Интеллигенция не идет к людям. Отсюда и отсутствие уважения к своей культуре. Да и просто не хватает сил для консолидации.

    С другой стороны, не очень нравится, когда великие имена размениваются по пустякам. Вот, к примеру, есть такой игровой клуб имени Чкалова. Спрашивается,  где клуб и где Чкалов?

    Так что никуда не деться,  надо развивать культурные традиции. Вот проводят же субботник сколько лет.  Никто против него не возражает. Точно также надо возрождать старые традиции и закладывать новые.

    У нас если что-то делается, то это делается везде. Но мне кажется, что  каждый вуз должен иметь свое лицо, уникальное. Каждый центр образования должен развивать свою какую-то изюминку, причем не наскоком,  а из года в год. Вот проводится сабантуй на это поляне уже много лет- ее менять не надо. Иначе будет уже не праздник.

    Мне кажется, что необходимо в Уфе выстроить систему патриотического воспитания. У нас все есть - и люди, и уровень. Вот наш университет Башкирский мог бы стать во главе этого движения.

    А вот УГАТУ, к примеру, мог бы взяться пропагандировать техническую культуру, достижения нашего ВПК. Тогда  и вырастут патриоты.

    Но мешать пропаганду с традицией тоже не стоит. Вот проходит праздник цветов в парк имени Якутова. В последние годы он стал отдавать грубой пропагандой, а это плохо. Давайте оставим цветы цветам. Если человек их любит, он всяко не пристрастится к наркотикам. А делать композиции из шприцев, огурцов и так далее - это просто глупо.

     

    - Ваш театр в УГАТУ это тоже традиция?

     

    - Мы не первый коллектив, который появился в нашем вузе.  Из него, как известно,  вышел Михаил Исакович Рабинович, худрук Русского драмтеатра.

    Театр - коллективная вещь, каждый в нем находит что-то свое- общение, самореализацию и так далее. Главное, что в театре у каждого свое место.

    Мы в нашем театре делаем модерн. Я считаю, что в Уфе достаточно классических театров.

     

    - И какие успехи?

     

    Недавно в Оренбурге проходил конкурс среди семи регионов финальные концерты XVII межрегионального фестиваля студенческого творчества «На Николаевской&raquo. Всего в конкурсной программе было 10 номинаций.

    В фестивале принимали участие отдельные исполнители и творческие коллективы Оренбургской области, городов Челябинска, Актюбинска, Уральска, Байконура, Ижевска, Белгорода, Ульяновска, Петрозаводска.

    Уфу на фестивале представлял УГАТУ. Наши ребята стали лучшими в 4-х номинациях: лучший акробатический этюд, лучшее владение музыкальным инструментом (плюс приз зрительских симпатий), лучшая режиссёрская работа, лучший СТЭМ.

    А соперники были серьезные например, второй курс актеров из Ульяновской академии.

     

    - А как учатся ваши студенты? Как влияет на них занятии в студии?

     

    - Это парадокс - из пятнадцати человек, кто к нам ходит заниматься, половина учится на отлично,  половина - очень плохо. Думаю, что все тут зависит от личности, а не от театра. Впрочем, если, кто-то то от нас уходит, это не значит, что они не театральный люд. Просто им надо искать свой театр. Он где-то есть.

     

    - Людям искусства всегда нелегко. Но в девяностые, мне кажется, нелегко было как-то особенно. Как они прошли для Вас?

     

    -В девяностые и правда надо было выживать, надо было приучаться быть ответственным за себя. Это лучшие университеты, какие только могут быть. Тогда было колоссальное чувство выбора - ты мог заняться чем угодно, стать кем угодно, мог пробовать, экспериментировать. Было чувство свободы, границы были открыты, происходила ломка стереотипов, настоящий культурный шок. Так что в то время было не только негатив, были и положительные стороны.

     

    - А сегодня, кроме театра, вы чем занимаетесь?

     

    -Я работаю в республиканском молодежном летнем лагере, который организует республиканский же комитет по делам молодежи. У нас есть разные программы. Вот совсем недавно закончились смена скаутов и смена «диалог культур&raquo. Сегодня мало людей, воспитатель - профессия не распространенная. Сейчас вожатый не знает, как утихомирить детей, что с ними делать, как создавать коллектив. Раньше этому учили, а теперь - нет.

    Лагеря сегодня это сложно, нет специалистов, которые могли бы  рассказать об истории народа, о культуре Башкортостана. Вообще что касается национальной массовой культуры, с этим пока сложно. О культуре народа должны говорить люди, которые умеют налаживать живой обмен мнениями, эмоциями. Прямолинейно эту работу проводить не надо, от этого только вред., Как пример, могу привести Лену Шебалину, архитектора, методиста детского центра Советского района. Она русская, но так вкусно рассказывает о марийской вышивке!

    Наш студиец Батыр Галимов игрой на курае привел в восторг весь Оренбургский фестиваль. Там даже охранник, что стоял возле дверей, сказал ребята, поохраняйте дверь, я пойду послушаю, как парень здорово играет!

    Собственно,  в этом и парадокс, что маленький Оренбург проводит такой фестиваль, а мы в Уфе не можем. Фестивалей должно быть больше.

    Так вот Батыр получил овацию по полной. Здесь, правда, на «Студенческой весне» мы  ничего не взяли. Но тоже парадокс получается- те, кто побеждает на там,  никуда потом не едет. Они должны ехать на всероссийские фестивали, там побеждать, пропагандировать нашу культуру. Иначе смысл какой?

     

    Сообщение добавлено через MovableType API

  • всё меняется
  • Дикие голуби в расщелинах скал
  • домашняя работа. 19 октября
  • МАТБУХА
  • Без заголовка 1726


  • Последние новости


    Блюда из теста

    Ватрушки постные Приготовить опару из 2 стаканов муки, теплой воды и дрожжей. Когда поднимется, всыпать соль, перемешать, добавить растертое с сахаром растительное масло, ароматическое масло или тертую ваниль, остальную муку и замесить тесто. Когда тесто подойдет, свернуть его в колбаску, нарезать на кусочки, раскатать из них маленькие лепешк...
    Читать далее »

    Блюда из морепродуктов

    Кальмары с красным вином Тщательно промыть и очистить кальмаров (голову выбросить, щупальца оставить). Порезать на колечки, обсушить (можно использовать абсорбирующую бумагу). На большой сковороде подогреть масло. Положить мелко нарезанный лук и натертый чеснок и жарить до мягкости. Добавить колечки кальмаров и тушить, пока они не приобретут к...
    Читать далее »

    Блюда из рыбы

    Солянка из рыбы, приготовленная на сковороде Очищенную и выпотрошенную рыбу вместе с кожей нарезать на небольшие кусочки, ошпарить и смыть с поверхности свернувшийся белок. Затем положить ее в смазанную маслом кастрюлю или казанок, добавить измельченные огурцы (без кожицы и семян), обжаренный до золотистого цвета лук, немного сливочного масла,...
    Читать далее »

    Выпечка

    Пирог с черникой Для теста: 350 г муки, 2 чайные ложки разрыхлителя (углекислый аммоний), соль на кончике ножа, 150 г свиного смальца или маргарина, несколько ложек холодной воды. Для начинки: 500 г черники, 2 столовые ложки муки, 1 стакан сахара, 2 столовые ложки сливочного масла. Муку, соль и разрыхлитель смешать с жиром, постепенн...
    Читать далее »

    Блюда из теста. Часть 2

    Блины заварные постные С вечера гречневую муку и половину пшеничной заварить 2 ½ стакана кипятка, быстро мешая, чтобы получилось густое тесто. Когда остынет, добавить еще 1 ½ стакана теплой воды и разведенные в 1/3 стакана воды дрожжи. Оставить на ночь в теплом месте. На следующий день ввести остальную муку, соль, сахар, выбить тесто лопаточкой, ч...
    Читать далее »

    Выпечка. Часть 6

    Булочки с яблочным повидлом 4 булочки, 2 стакана густого яблочного повидла, 1–2 столовые ложки изюма, сахар и корица. Срезать с булочек верхнюю часть, вынуть середину и заполнить образовавшуюся пустоту повидлом, смешанным с изюмом. Посыпать сахаром с корицей и запечь в смазанной маслом форме или на сковороде в нежаркой духовке. Юбилейны...
    Читать далее »

    Выпечка. Часть 5

    Чайный пирог 500 г пшеничной муки, 200 мл молока, 50 г дрожжей, 100 г сливочного масла, 100 г сахара, 2 желтка, 5 г соли. Для ореховой массы: 100 г орехов, 120 г сахара, 75 г сливочного масла, 25 мл воды. Для заварного крема: 200 мл молока, 75 г сахара, 2 яйца, 25 г пшеничной муки, 150 г сливочного масла, ванильный сахар. Опарное тес...
    Читать далее »