Рубрики
  • Нет рубрик
Социальные сети
Последние записи
  • Хокку о пионе
  • Без заголовка 848
  • БУХГАЛТЕРСКИЙ ДОКУМЕНТ
  • Зайцешарики (елочная игрушка)
  • Нет настроения.

  • Это цитата сообщения JapanBlog Оригинальное сообщениеMon

     
    Mon
     
     
    Мон - фамильный герб, первоначально моны были эмблемами благородных родов. Но в XVII - XVIII веках своими гербами обзавелись все сколь-нибудь заметные городские семейства - торговцы, актёры, содержатели гостиниц. Моны наносились на знамена, доспехи, одежду или другие предметы. Позже стали использоваться японскими компаниями как торговая марка и фирменный знак.
     

    В период Хэйан (794–1185) японские аристократы обратились к обозначению семейной символики. Соперничество среди родов в то время находило выражение в романтических любовных похождениях, поэтических и художественных турнирах, в умении оценить и воспеть прекрасное. Поэтому благородные придворные для изображения семейного символа использовали не мечи и луки, а стилизованные картинки цветов, птиц, бабочек. Сюжетами для самурайских гербов могли быть небесные светила и элементы звездного неба, предметы культа и геометрические фигуры. В этом принципиальное отличие от европейского подхода к созданию родовых гербов, где изображались поверженные враги, орудия убийства, а собственный род чаще всего отождествлялся с хищником — воздушным или наземным. В этом плане японские моны выглядели миролюбивее, хотя, наверное, проще и монотоннее. Японцы в подавляющем большинстве случаев ограничивались монохромным рисунком.

     
     
    В отличие от европейских рыцарей, японские обладатели мон носили их не только на доспехах и парадной форме, а практически на всех принадлежностях верхней одежды на специально определенных для этого местах. Такая одежда с гербами называлась монцуки. В соответствии с правилами герб нашивался на одежду в пяти местах - на спине, между лопатками, на груди - справа и слева, на обоих рукавах. Известны случаи, когда вся одежда была покрыта вытканными или нанесенными краской фамильными гербами. Фамильный герб представлял собой большую ценность для самурая, так как он был элементом родословной воина и передавался по наследству вместе с именем.
     
     
    Существовало всего шесть основных тематических разновидностей монов - растения, животные, природные явления, предметы, изготовленные людьми, абстрактные рисунки и иероглифы. Самыми распространенными были моны, производные от изображений флоры (цветы, деревья, листья, ягоды, фрукты, овощи, трава). Второй по распространенности группой являются изображения предметов, сделанных человеком (около 120 наименований). В третью категорию включены изображения животных и насекомых (дикие гуси, журавли, утки, вороны, ласточки, голуби, бабочки, стрекозы, лошади, олени, крабы, кошки, зайцы, черепахи). Для явлений природы характерны схематические изображения гор, волн, песчаных дюн, молний, снега, солнца и луны. Иногда темой мона становилось изображение предмета, находившегося во владении семьи, соседней горы, реки, примечательного дерева или камня. Изображение животного выбиралось для герба в том случае, если с ним было связано какое-то семейное предание, событие. В других случаях мон становился напоминанием о славном предке. Но достаточно часто владельцев герба привлекал не заложенный в знаке смысл, а его декоративная сторона.
     
     
    Во многих случаях японские самураи заимствовали тематику для своих монов из рисунков приглянувшихся тканей, в том числе со своих кимоно, с орнамента вееров, с украшения старых шкатулок. Особенно часто это происходило с цветочным орнаментом — графическим изображением цветов хризантемы, пиона, павлонии, глицинии. Понравившееся изображение наносилось на флаги данной семьи, на некоторую утварь, например, тарелки, лакированные чаши, сундуки, паланкины, на черепицу крыши, фонари, вывешивавшиеся в темное время суток у ворот дома, на оружие, лошадиную упряжь, одежду.

    Между XIV и XVI столетиями военные роды сильно выросли в количественном отношении, а более крупные древние кланы распались на множество мелких. Фамильные гербы при этом также претерпевали большие изменения. Их становилось все больше, выглядели они все сложнее и запутаннее. Причем слияние некоторых семей также вело к усложнению герба. Ведь в случае объединения двух кланов, имевших достаточно простые мон, новый герб состоял обычно из слияния обоих старых. Если же кланы неоднократно делились или сливались, то рисунок включал части всех мон и становился и вовсе запутанным. Получалось, что у некоторых крупных самурайских семей родовой мон включал в себя до 10 гербов более мелких родов, поглощенных в результате различных политических, военных или семейных акций.

     
     
    Первые встречающиеся в литературе иллюстрации с изображением родовых гербов самураев относятся к периоду сёгуната Муромати (1333–1568). К началу ХVI века уже было известно около 250 сохранившихся до наших дней мон. Во время правления сёгуната Токугава (1603–1868) правящие самурайские круги предприняли определенные шаги по фиксированию существующих на то время гербов, и было принято решение о периодическом издании свода всех геральдических изображений Японии (букан). Мирные условия сёгуната Токугава способствовали упрочению устоявшейся системы геральдики и ее упрощению, эстетизации, популяризации и развитию. Военные гербы все чаще наносились на гражданскую одежду, появились некоторые закономерности и даже стиль в оформлении мон. Большинство из них стали симметричными и изображались в виде какого-либо орнамента. В качестве базового рисунка в то время часто использовался круг, внутри которого и изображался собственно сам герб.
     
     
    Наиболее известным моном в Японии является изображение цветка хризантемы с 16-ю лепестками. Этот знак зарезервирован за императорским домом. Императорский мон служит и государственным гербом. Например, изображения 16-лепестковой хризантемы украшают японские паспорта, банкноты.

    Помимо самураев гербы также имели куртизанки, актеры Кабуки, торговцы и представители других сословий. Во многих случаях мон использовался как торговая марка, особенно в период укрепления торгового сословия. Рисунок гербов со временем становился все лаконичнее и, как это ни парадоксально, все чаще напоминал мон времен Хэйан. Предельно сжатая форма выражала суть герба гораздо лучше, чем запутанные графические аналоги. В период Эдо черно-белые каталоги мон стали выходить регулярно, и сейчас они являются источником ценной информации о родственных связях Японии той эпохи.

     
    Долгая эволюция японских гербов не закончилась с завершением феодальной эры. Многие семьи продолжали и продолжают использовать фамильные гербы в повседневной жизни. Число различных вариантов мон стало насчитывать от 4 до 5 тысяч рисунков, большинство которых были производными от основных 250 гербов эпохи средневековья. Собственные моны есть даже у группировок якудза.

    Западноевропейские гербы смотрятся эффектнее, чем японские. Изображения золотых или серебряных корон и скипетров, драконов и грифов, львов и орлов, мечей и секир, подкрепленные соответствующими девизами, дают глазу больше пищи, нежели японские черно-белые ромбики, кружки, цветочки. Но ни по дизайну, ни по историческому значению семейные гербы моны не уступают прославленным рыцарским символам Западной Европы. Они проще, но эстетически изящней, утонченнее.

    По материалам журнала "Япония сегодня", № 5, 2005 год.

  • Хокку о пионе
  • Без заголовка 848
  • БУХГАЛТЕРСКИЙ ДОКУМЕНТ
  • Зайцешарики (елочная игрушка)
  • Нет настроения.


  • Последние новости


    Блюда из теста

    Ватрушки постные Приготовить опару из 2 стаканов муки, теплой воды и дрожжей. Когда поднимется, всыпать соль, перемешать, добавить растертое с сахаром растительное масло, ароматическое масло или тертую ваниль, остальную муку и замесить тесто. Когда тесто подойдет, свернуть его в колбаску, нарезать на кусочки, раскатать из них маленькие лепешк...
    Читать далее »

    Блюда из морепродуктов

    Кальмары с красным вином Тщательно промыть и очистить кальмаров (голову выбросить, щупальца оставить). Порезать на колечки, обсушить (можно использовать абсорбирующую бумагу). На большой сковороде подогреть масло. Положить мелко нарезанный лук и натертый чеснок и жарить до мягкости. Добавить колечки кальмаров и тушить, пока они не приобретут к...
    Читать далее »

    Блюда из рыбы

    Солянка из рыбы, приготовленная на сковороде Очищенную и выпотрошенную рыбу вместе с кожей нарезать на небольшие кусочки, ошпарить и смыть с поверхности свернувшийся белок. Затем положить ее в смазанную маслом кастрюлю или казанок, добавить измельченные огурцы (без кожицы и семян), обжаренный до золотистого цвета лук, немного сливочного масла,...
    Читать далее »

    Выпечка

    Пирог с черникой Для теста: 350 г муки, 2 чайные ложки разрыхлителя (углекислый аммоний), соль на кончике ножа, 150 г свиного смальца или маргарина, несколько ложек холодной воды. Для начинки: 500 г черники, 2 столовые ложки муки, 1 стакан сахара, 2 столовые ложки сливочного масла. Муку, соль и разрыхлитель смешать с жиром, постепенн...
    Читать далее »

    Блюда из теста. Часть 2

    Блины заварные постные С вечера гречневую муку и половину пшеничной заварить 2 ½ стакана кипятка, быстро мешая, чтобы получилось густое тесто. Когда остынет, добавить еще 1 ½ стакана теплой воды и разведенные в 1/3 стакана воды дрожжи. Оставить на ночь в теплом месте. На следующий день ввести остальную муку, соль, сахар, выбить тесто лопаточкой, ч...
    Читать далее »

    Выпечка. Часть 6

    Булочки с яблочным повидлом 4 булочки, 2 стакана густого яблочного повидла, 1–2 столовые ложки изюма, сахар и корица. Срезать с булочек верхнюю часть, вынуть середину и заполнить образовавшуюся пустоту повидлом, смешанным с изюмом. Посыпать сахаром с корицей и запечь в смазанной маслом форме или на сковороде в нежаркой духовке. Юбилейны...
    Читать далее »

    Выпечка. Часть 5

    Чайный пирог 500 г пшеничной муки, 200 мл молока, 50 г дрожжей, 100 г сливочного масла, 100 г сахара, 2 желтка, 5 г соли. Для ореховой массы: 100 г орехов, 120 г сахара, 75 г сливочного масла, 25 мл воды. Для заварного крема: 200 мл молока, 75 г сахара, 2 яйца, 25 г пшеничной муки, 150 г сливочного масла, ванильный сахар. Опарное тес...
    Читать далее »