1935 год
"МОГИЛЬНЫЕ НАДПИСИ НА ПЛИТАХ СИМОНОВСКОГО КЛАДБИЩА В ГОРОДЕ СТАРАЯ РУССА"
Каждому человеку в большей или меньшей степени присуще желание оставить по себе память после смерти. Одни довольствуются скромным пожеланием удержаться в памяти родных, родственников; другие претендуют жить в памяти друзей; более требовательные хотят, не только памяти, но и посмертной славы в среде соотечественников и даже во всем мире.
Эта психологическая черта живет в человеческом обществе от времен самой глубокой древности и выражается в различных формах. Тысячелетия отделяют нас египетских фараонов: Тутмесов, Рамзесов, Аменхотепов и др., от ассирийских Ассаргадонов, от вавилонских Навуходоносоров, Набополассаров и пр., а память
о них живет в грандиозных сооружениях, созданных трудом эксплуатируемого населения в пирамидах, дворцах, мудреных надписях на стенах этих сооружений, на природных скалах, в скульптурных памятниках и пр.
Их примеру следовали правители всех народов, приходивших на историческую сцену. Некоторые уже при жизни ставили себе памятники, вызывая иногда насмешки, негодование и даже возмущение своих «верноподданных», считавших подобную претензию сумасшествием, как это было, например, с римским императором Каллигулою.
Строители записывали и записывают свои имена на своих сооружениях.
Писатели хотят жить в памяти потомков через создаваемые ими литературные произведения. Робко, об этом говорит А. А. Блок:
«Быть может: юноша веселый -
В грядущем скажет обо мне...»1
Более уверенные ноты звучат у А. В. Кольцова:
«Пишу не для мгновенной славы,
Для развлеченья, для забавы,
Для милых, искренних друзей,
Для памяти минувших дней»2.
С большей экспрессией и самоуверенностью о том же говорит А. С. Пушкин: -
«Нет! Весь я не умру. Душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит,
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит».
Дети пишут своим друзьям и подругам на память смешные стишки в альбомы.
С изобретением фотографических аппаратов заставляют помнить о себе фотографическими карточками с очень трогательными надписями и т. д. и т. п.
Человек не может примириться с мыслью, что смерть положит конец его бытию. Бессильный в борьбе со смертью, он протестует против окончательного уничтожения.
«Нет! Весь я не умру!» — говорит человечество устами поэта.
Эту жажду жизни в народе знали религиозные учителя и для успокоения своих последователей создали рассказы о рае и аде, о загробной жизни, о душепереселении и т.
Никогда мысль не работает так усиленно над вопросом о загробной жизни, как в тот момент, когда умирает кто-нибудь из родных, близких людей.
С этой точки зрения интересны эпитафии, помещаемые на могильных памятниках. Они зачастую раскрывают нам девятое святых» мертвых и живых. То, что скрывалось где-то в тайниках человеческих, жило бессознательно; вдруг шквалом выплеснуто наружу. Как будто не было другого случая высказаться, всенародно исповедаться. В могильных стихах, вообще небогатых поэзией, так много чувства, что никому не придет в голову сомневаться в искренности исповедающегося поэта.
О чем же говорят нам эпитафии Симоновского кладбища в Старой Руссе?
Вот некто Ф. Ефимов, по-видимому, безродный, думая о смерти, заготовил стихи для креста. Они надписаны: «Моя просьба». Он боится плохой памяти о себе, просит прощения у тех, кому сделал что-нибудь худое:
«Кому я враг, прошу прощенья,
не кляните прах, забудьте мщенье...»
Друзей просит не забывать его могилу:
«Умирают же добрые люди,
Умру ведь, конечно, и я,
Забегите, как времечко будет,
На могилу проведать меня».
Просит молиться о нем:
«Помолитесь, друзья, помяните,
Где грешника прах опочит,
Панихиду, друзья, отслужите,
Что далекий мой путь облегчит».
<1921 год>
Эта боязнь быть забытым и желание, чтобы живые не проходили безучастно мимо могилы, читается и в нескольких других эпитафиях.
«Прошу, жалея, вспоминая»
Ходить на кладбище ко мне,
И здесь, за все меня прощая,
Молите бога обо мне»,
говорит инокиня Мария Ивановна из дер. Котово (1922 г.). На кресте над могилой девицы, умершей 20 лет от роду, читаем:
«Здесь моя могила,
Путник, подожди
И над гробом надпись обо мне прочти».
<1933>
Напоминает греческую эпитафию:
«Странник, возвести отечеству:
Мы здесь пали, верные своему долгу»4.
Иван Михайлович Яковлев, почти повторяя предыдущую эпитафию и опасаясь равнодушия прохожего, мотивирует свою просьбу, напоминает прохожему его судьбу:
«Ты идешь, прохожий,
Ляжешь, как и я,
Сядь же, отдохни
На могиле у меня
И сорви былинку,
Вспомни о судьбе:
Ты в гостях, я дома,
Вспомни о себе.
О себе подумавши,
Помяни меня,
Долго ли, коротко ли,
Будешь тут, где я»5
<1915год>
Не звучат ли здесь те же мотивы, что в словах Герман<н>а:
«Что наша жизнь?
—Игра.
Сегодня ты,
А завтра я».
Вероятно, совершенно незнакомый с греческой философией, Яковлев проповедует идеи Платона о том; что наша земная жизнь есть только отражение другого мира; мира идей («Ты в гостях, я дома»).
Яковлев в этом отношении не одинок. Молодой человек умерший от чахотки, перед смертью говорил: «Ухожу я домой»(1933)
В большинстве эпитафий смерть рассматривается как временный и неизбежный сон:
«Спи, папа!»…
«Так же спи спокойно, Леничка Яхонтов!»…
«Спи, ненаглядный сыночек!»...
«Тише, листья, не шумите,
Нашу Веру не будите,
Здесь, в могиле под крестом,
Спит спокойно крепким сном»6.
«Спи же теперь, вечно любимый,
Спи спокойно в могиле своей»
«Дорогой муж, ты спишь в земле сырой».
«Взгляните, как спокойно уснули они»…
«Ты спи спокойно»... и т. д.
Здесь звучат христианские мотивы о смерти,- как этапе в жизнь вечную.
«Ушел от земли он в мир божий,
Где свет и блаженство царит...
И там отдохнет от житейской тревоги
жизни счастливой и новой».
«Так спи же спокойно,
О Шура мой милый,
До дня воскресенья святых»...
«...Господь тебя да упокоит»
Отверзет райские врата,
Жить в том месте удостоит»
Где жизнь и вечна и свята».
<1922год>
«...Бог искупил твои страданья
И отозвал он в лучший мир,
Где нет ни слез, ни воздыханий»...
<1932 год>
Некоторые эпитафии сомневаются в том, что смерть есть только сон, рисуют этот сон бесконечным. В них нет надежды на какую-то другую жизнь.
«Здесь, в этой могиле сырой
Спят беспробудным сном
Дедушка с внучкой
Маленькой своей...
Сон их беспробудный
Никто не разбудит».
Большинство эпитафий проникнуто безудержной скорбью, которая бьет из каждой строчки, которой насыщено каждое слово. И не удивительно: смерть в один момент разбивает всё, что называется счастьем в жизни. Ярко по этому поводу сказал
Г. Р. Державин:
«Где стол был яств, там гроб стоит,
Где пиршеств раздавались клики,
Надгробные там воют лики»7.
Вот пораженная горем мать, потерявшая 8-летнёгб сына. Она полна отчаяния. Она не может дать себе отчет в том, что случилось.
 
Последние новости
Блюда из теста
Ватрушки постные Приготовить опару из 2 стаканов муки, теплой воды и дрожжей. Когда поднимется, всыпать соль, перемешать, добавить растертое с сахаром растительное масло, ароматическое масло или тертую ваниль, остальную муку и замесить тесто. Когда тесто подойдет, свернуть его в колбаску, нарезать на кусочки, раскатать из них маленькие лепешк...Читать далее »
Блюда из морепродуктов
Кальмары с красным вином Тщательно промыть и очистить кальмаров (голову выбросить, щупальца оставить). Порезать на колечки, обсушить (можно использовать абсорбирующую бумагу). На большой сковороде подогреть масло. Положить мелко нарезанный лук и натертый чеснок и жарить до мягкости. Добавить колечки кальмаров и тушить, пока они не приобретут к...Читать далее »
Блюда из рыбы
Солянка из рыбы, приготовленная на сковороде Очищенную и выпотрошенную рыбу вместе с кожей нарезать на небольшие кусочки, ошпарить и смыть с поверхности свернувшийся белок. Затем положить ее в смазанную маслом кастрюлю или казанок, добавить измельченные огурцы (без кожицы и семян), обжаренный до золотистого цвета лук, немного сливочного масла,...Читать далее »
Выпечка
Пирог с черникой Для теста: 350 г муки, 2 чайные ложки разрыхлителя (углекислый аммоний), соль на кончике ножа, 150 г свиного смальца или маргарина, несколько ложек холодной воды. Для начинки: 500 г черники, 2 столовые ложки муки, 1 стакан сахара, 2 столовые ложки сливочного масла. Муку, соль и разрыхлитель смешать с жиром, постепенн...Читать далее »
Блюда из теста. Часть 2
Блины заварные постные С вечера гречневую муку и половину пшеничной заварить 2 ½ стакана кипятка, быстро мешая, чтобы получилось густое тесто. Когда остынет, добавить еще 1 ½ стакана теплой воды и разведенные в 1/3 стакана воды дрожжи. Оставить на ночь в теплом месте. На следующий день ввести остальную муку, соль, сахар, выбить тесто лопаточкой, ч...Читать далее »
Выпечка. Часть 6
Булочки с яблочным повидлом 4 булочки, 2 стакана густого яблочного повидла, 1–2 столовые ложки изюма, сахар и корица. Срезать с булочек верхнюю часть, вынуть середину и заполнить образовавшуюся пустоту повидлом, смешанным с изюмом. Посыпать сахаром с корицей и запечь в смазанной маслом форме или на сковороде в нежаркой духовке. Юбилейны...Читать далее »
Выпечка. Часть 5
Чайный пирог 500 г пшеничной муки, 200 мл молока, 50 г дрожжей, 100 г сливочного масла, 100 г сахара, 2 желтка, 5 г соли. Для ореховой массы: 100 г орехов, 120 г сахара, 75 г сливочного масла, 25 мл воды. Для заварного крема: 200 мл молока, 75 г сахара, 2 яйца, 25 г пшеничной муки, 150 г сливочного масла, ванильный сахар. Опарное тес...Читать далее »