Рубрики
  • Нет рубрик
Социальные сети
Последние записи
  • всё меняется
  • ПОСЛЕ ДОЛГОГО МОЛЧАНИЯ
  • #R.I.P. 10.03.2010 года#
  • домашняя работа. 19 октября
  • Без заголовка 1083

  • 1935 год

    "МОГИЛЬНЫЕ НАДПИСИ НА ПЛИТАХ СИМОНОВСКОГО КЛАДБИЩА В ГОРОДЕ СТАРАЯ РУССА"

    Каждому человеку в большей или меньшей степени присуще  желание оставить по себе память после смерти. Одни довольствуются скромным пожеланием удержаться в памяти родных, родственников; другие претендуют жить в памяти друзей; более требовательные хотят, не только памяти, но и посмертной славы в  среде соотечественников и даже во всем мире.

         Эта психологическая черта живет в человеческом обществе   от времен самой глубокой древности и выражается в различных  формах. Тысячелетия отделяют нас египетских фараонов: Тутмесов, Рамзесов, Аменхотепов и др., от ассирийских Ассаргадонов, от вавилонских Навуходоносоров, Набополассаров и пр., а память

    о них живет в грандиозных сооружениях, созданных трудом эксплуатируемого населения в пирамидах, дворцах, мудреных надписях на стенах этих сооружений, на природных скалах, в скульптурных памятниках и пр.

     

         Их примеру следовали правители всех народов, приходивших  на историческую сцену. Некоторые уже при жизни ставили себе  памятники, вызывая иногда насмешки, негодование и даже возмущение своих «верноподданных», считавших подобную претензию сумасшествием, как это было, например, с римским императором Каллигулою.                            

    Строители записывали и записывают свои имена на своих сооружениях.

         Писатели хотят жить в памяти потомков через создаваемые  ими литературные произведения. Робко, об этом говорит  А. А. Блок:                 

    «Быть может: юноша веселый   -

      В грядущем скажет обо мне...»1

    Более уверенные ноты звучат у А. В. Кольцова:

                       «Пишу не для мгновенной славы,

                   Для развлеченья, для забавы,

                     Для милых, искренних друзей,

                      Для памяти минувших дней»2.

    С большей экспрессией и самоуверенностью о том же говорит А. С. Пушкин:     -

                                   «Нет! Весь я не умру. Душа в заветной лире

                                   Мой прах переживет и тленья убежит,

                                    И славен буду я, доколь в подлунном мире

     

                                    Жив будет хоть один пиит».       

     

          Дети пишут своим друзьям и подругам на память смешные стишки в альбомы.     

     

           С изобретением фотографических аппаратов заставляют помнить о себе фотографическими карточками с очень трогательными надписями и т. д. и т. п.

           Человек не может примириться с мыслью, что смерть положит конец его бытию. Бессильный в борьбе со смертью, он протестует против окончательного уничтожения.

    «Нет! Весь я не умру!» — говорит человечество устами поэта.

         Эту жажду жизни в народе знали религиозные учителя и для  успокоения своих последователей создали рассказы о рае и аде, о загробной жизни, о душепереселении и т.

         Никогда мысль не работает так усиленно над вопросом о загробной жизни, как в тот момент, когда умирает кто-нибудь из  родных, близких людей.

     

    С этой точки зрения интересны эпитафии, помещаемые на  могильных памятниках. Они зачастую раскрывают нам девятое святых» мертвых и живых. То, что скрывалось где-то в тайниках  человеческих, жило бессознательно; вдруг шквалом выплеснуто  наружу. Как будто не было другого случая высказаться, всенародно исповедаться. В могильных стихах, вообще небогатых поэзией, так много чувства, что никому не придет в голову сомневаться в искренности исповедающегося поэта.        

     

    О чем же говорят нам эпитафии Симоновского кладбища в Старой Руссе?    

     

    Вот некто Ф. Ефимов, по-видимому, безродный, думая о  смерти, заготовил стихи для креста. Они надписаны: «Моя просьба». Он боится плохой памяти о себе, просит прощения у тех, кому сделал что-нибудь худое:

     

                                  «Кому я враг, прошу прощенья,

     

    не кляните прах, забудьте мщенье...»

    Друзей просит не забывать его могилу:

       «Умирают же добрые люди,

                  Умру ведь, конечно, и я,               

     

                            Забегите, как времечко будет,

                          На могилу проведать меня».

    Просит молиться о нем:

                                                                    «Помолитесь, друзья, помяните,

                                                               Где грешника прах опочит,    

     

                                                               Панихиду, друзья, отслужите,

                                                                Что далекий мой путь облегчит».

     

                                                                <1921 год>                    

     

          Эта боязнь быть забытым и желание, чтобы живые не проходили безучастно мимо могилы, читается и в нескольких других  эпитафиях.

                                                      «Прошу, жалея, вспоминая»

                                          Ходить на кладбище ко мне,                   

     

                                          И здесь, за все меня прощая,

                                          Молите бога обо мне»,       

     

        говорит инокиня Мария Ивановна из дер. Котово (1922 г.).  На кресте над могилой девицы, умершей 20 лет от роду, читаем:

                                                            «Здесь моя могила,

                                                             Путник, подожди

                                                             И над гробом надпись обо мне прочти».

                                                    <1933>

     

     

       Напоминает греческую  эпитафию:

                                                            «Странник, возвести отечеству:

     

                                                              Мы здесь пали, верные своему долгу»4.

           Иван Михайлович Яковлев, почти повторяя предыдущую эпитафию и опасаясь равнодушия прохожего, мотивирует свою просьбу, напоминает прохожему его судьбу:

                                                            «Ты идешь, прохожий,                      

     

                                                   Ляжешь, как и я,

                                        Сядь же, отдохни                              

     

                                         На могиле у меня                     

     

                                         И сорви былинку,

                                         Вспомни о судьбе:        

     

                                         Ты в гостях, я дома,     

     

                                         Вспомни о себе.   

     

                                         О себе подумавши,

     

                                         Помяни меня,

     

                                         Долго ли, коротко ли,

     

                                         Будешь тут, где я»5

                                         <1915год>

     

          Не звучат ли здесь те же мотивы, что в словах Герман<н>а:

                                                      «Что наша жизнь?

                                                       —Игра.

                                                      Сегодня ты,

                                  А завтра я».

     

         Вероятно, совершенно незнакомый с греческой философией, Яковлев проповедует идеи Платона о том; что наша земная жизнь  есть только отражение другого мира; мира идей («Ты в гостях, я  дома»).

     

          Яковлев в этом  отношении не одинок.  Молодой человек  умерший от чахотки, перед смертью говорил: «Ухожу я домой»(1933)

          В большинстве эпитафий смерть рассматривается как временный и неизбежный сон:

     

                                 «Спи, папа!»…

                                                      «Так же спи спокойно, Леничка Яхонтов!»…

                                                     «Спи, ненаглядный сыночек!»...

                                                      «Тише, листья, не шумите,

                                                       Нашу Веру не будите,

                                                       Здесь, в могиле под крестом,

                                                      Спит спокойно крепким сном»6.

                                                 «Спи же теперь, вечно любимый,

                                                  Спи спокойно в могиле своей»

                                                    «Дорогой муж, ты спишь в земле сырой».

     

                                                    «Взгляните, как спокойно уснули они»…

                                                    «Ты спи спокойно»... и т. д.            

     

    Здесь звучат христианские мотивы о смерти,- как этапе в жизнь вечную.

                                            «Ушел от земли он в мир божий,

                                             Где свет и блаженство царит...

                                            И там отдохнет от житейской тревоги

                                            жизни счастливой и новой».

                                                        «Так спи же спокойно,    

     

                                                          О Шура мой милый,       

     

                                                          До дня воскресенья святых»...

                                                        «...Господь тебя да упокоит»

     

                                                          Отверзет райские врата,   

     

                                                          Жить в том месте удостоит»

     

                                                           Где жизнь и вечна и свята».

                                                           <1922год>             

     

                                                        «...Бог искупил твои страданья

     

                                                          И отозвал он в лучший мир,   

     

                                                          Где нет ни слез, ни воздыханий»...

                                                          <1932 год>       

     

    Некоторые эпитафии сомневаются в том, что смерть есть только сон, рисуют этот сон бесконечным. В них нет надежды на какую-то другую жизнь.  

     

     

                                                        «Здесь, в этой могиле сырой   

     

                                                          Спят беспробудным сном

                                                          Дедушка с внучкой   

     

                                                           Маленькой своей...

     

                                                           Сон их беспробудный 

     

                                                           Никто не разбудит».   

     

             Большинство эпитафий проникнуто безудержной скорбью, которая бьет из каждой строчки, которой насыщено каждое слово. И не удивительно: смерть в один момент разбивает всё, что называется счастьем в жизни. Ярко по этому поводу сказал

    Г. Р. Державин:

                          «Где стол был яств, там гроб стоит,  

     

                           Где пиршеств раздавались клики,

     

                           Надгробные там воют лики»7.

           Вот пораженная горем мать, потерявшая 8-летнёгб сына. Она полна отчаяния. Она не может дать себе отчет в том, что случилось.

                          &nbsp

  • всё меняется
  • ПОСЛЕ ДОЛГОГО МОЛЧАНИЯ
  • #R.I.P. 10.03.2010 года#
  • домашняя работа. 19 октября
  • Без заголовка 1083


  • Последние новости


    Блюда из теста

    Ватрушки постные Приготовить опару из 2 стаканов муки, теплой воды и дрожжей. Когда поднимется, всыпать соль, перемешать, добавить растертое с сахаром растительное масло, ароматическое масло или тертую ваниль, остальную муку и замесить тесто. Когда тесто подойдет, свернуть его в колбаску, нарезать на кусочки, раскатать из них маленькие лепешк...
    Читать далее »

    Блюда из морепродуктов

    Кальмары с красным вином Тщательно промыть и очистить кальмаров (голову выбросить, щупальца оставить). Порезать на колечки, обсушить (можно использовать абсорбирующую бумагу). На большой сковороде подогреть масло. Положить мелко нарезанный лук и натертый чеснок и жарить до мягкости. Добавить колечки кальмаров и тушить, пока они не приобретут к...
    Читать далее »

    Блюда из рыбы

    Солянка из рыбы, приготовленная на сковороде Очищенную и выпотрошенную рыбу вместе с кожей нарезать на небольшие кусочки, ошпарить и смыть с поверхности свернувшийся белок. Затем положить ее в смазанную маслом кастрюлю или казанок, добавить измельченные огурцы (без кожицы и семян), обжаренный до золотистого цвета лук, немного сливочного масла,...
    Читать далее »

    Выпечка

    Пирог с черникой Для теста: 350 г муки, 2 чайные ложки разрыхлителя (углекислый аммоний), соль на кончике ножа, 150 г свиного смальца или маргарина, несколько ложек холодной воды. Для начинки: 500 г черники, 2 столовые ложки муки, 1 стакан сахара, 2 столовые ложки сливочного масла. Муку, соль и разрыхлитель смешать с жиром, постепенн...
    Читать далее »

    Блюда из теста. Часть 2

    Блины заварные постные С вечера гречневую муку и половину пшеничной заварить 2 ½ стакана кипятка, быстро мешая, чтобы получилось густое тесто. Когда остынет, добавить еще 1 ½ стакана теплой воды и разведенные в 1/3 стакана воды дрожжи. Оставить на ночь в теплом месте. На следующий день ввести остальную муку, соль, сахар, выбить тесто лопаточкой, ч...
    Читать далее »

    Выпечка. Часть 6

    Булочки с яблочным повидлом 4 булочки, 2 стакана густого яблочного повидла, 1–2 столовые ложки изюма, сахар и корица. Срезать с булочек верхнюю часть, вынуть середину и заполнить образовавшуюся пустоту повидлом, смешанным с изюмом. Посыпать сахаром с корицей и запечь в смазанной маслом форме или на сковороде в нежаркой духовке. Юбилейны...
    Читать далее »

    Выпечка. Часть 5

    Чайный пирог 500 г пшеничной муки, 200 мл молока, 50 г дрожжей, 100 г сливочного масла, 100 г сахара, 2 желтка, 5 г соли. Для ореховой массы: 100 г орехов, 120 г сахара, 75 г сливочного масла, 25 мл воды. Для заварного крема: 200 мл молока, 75 г сахара, 2 яйца, 25 г пшеничной муки, 150 г сливочного масла, ванильный сахар. Опарное тес...
    Читать далее »